Российский эксперт: Азербайджан играет роль проигравшего, а Армения – роль победителя, которую должна всеми силами сохранять
В Азербайджане, всякий раз, когда разговор заходит о Карабахе, то «тут они в гневе страшны становятся» – Карабах их объединяет в ненависти к армянам, и они всякий раз грозятся въехать в Степанакерт на танках. Об этом на сайте российской газеты «Комсомольская правда» пишет обозреватель Николай Варсегов, отмечая, что власти Азербайджана «подзуживают» народ все время.
«Особо в кризисную годину, дабы отвлечь от трудностей. Но одно дело переводить народное недовольство на внешнего неприятеля, как это делается, например, в Прибалтике, и совсем другое – палить из пушек», – пишет он.
По мнению автора, нынешняя война со стороны Баку выглядит безумием и делом совсем провальным, несмотря на то, что все последние годы Азербайджан наращивал и наращивал свои ВС.
«При наступательных действиях в Карабахе она потеряет очень много своих военных. По горным дорогам не пустишь технику. Она станет легкой мишенью для обороны. Впрочем, как и живая сила. Если азербайджанцы гурьбой навалятся, то вероятно, смогут отвоевать часть НКР на севере. Там относительно пологая местность. Но это им будет стоить очень больших потерь», – пишет Варсегов, цитируя российских военных специалистов.
А армянская армия, несмотря не немногочисленность, по словам Варсегова, может пополниться в достаточно короткие сроки. «Армяне же, как известно, очень мобильная на случай военных действий нация. Ежели их прижмет, они вмиг прилетят сюда со всех уголков планеты. И численность у армянской армии очень резко пополнится. Поэтому лично я далеко не уверен в победах азербайджанцев. А вот потери, если не остановятся, будут у них огромные. Не хочется им желать смертей, хочется пожелать рассудка», – пишет он.
В Азербайджане выросло поколение, которое про Карабах и «злодеев, которые его отняли», знает только благодаря телевизору, но это тоже часть роли, которую должна отыгрывать проигравшая сторона, коей является Азербайджан. Об этом на сайте кавказского бюро Радио «Свобода» пишет обозреватель Вадим Дубнов, отмечая, что ненависть в Азербайджане сегодня в тренде.
«Теперь мы точно знаем, что такое бессмысленная война. Нет, это, оказывается, не расхожая банальность. Напротив, это вполне политологическая категория. Просто война больше не продолжение политики иными средствами. Война – это замена политики там, где вместо нее вакуум», – пишет он.
Дубнов отмечает, что Азербайджан играет роль проигравшего, который должен ежедневно взрывать статус-кво, Армения – роль победителя, которая должна всеми силами его сохранять. Здесь тоже выросло поколение тех, для кого карабахская война – такая же история, как и Геноцид армян 1915 года.
Обратился к теме также руководитель посреднической миссии России, полномочный представитель президента РФ по Нагорному Карабаху и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России в 1992-1996 годах Владимир Казимиров, комментируя причины и последствия нового конфликта.
Казимиров также коснулся частых ссылок азербайджанского руководства на резолюцию Совбеза ООН, вторым пунктом в требованиях которой идет освобождение этих территорий. Однако первым пунктом всегда было незамедлительное прекращение военных действий, от которого Баку уклоняется, подчеркнул он.
«Я припоминаю первую резолюцию Совбеза ООН от 30 апреля 1993 года. После ее принятия по нашей инициативе несколько стран – Россия, США, Турция, Италия – обратились ко всем конфликтующим сторонам с вопросом: готовы ли вы выполнить резолюцию Совбеза? Ереван и Степанакерт быстро ответили – согласны, Баку – так и не дал никакого ответа, потому что надеялся, что справится военной силой», - вспоминает Казимиров.
Российский политолог Сергей Маркедонов, в российской газете «Коммерсантъ» коснулся темы принципов международного права – принципа территориальной целостности и самоопределения, отмечая, что после 1991 года миропорядок подвергся изменениям и с этим необходимо считаться.
«Очень интересно смотреть, когда правоведы с одной и с другой стороны говорят: "Международное право исходит из приоритета территориальной целостности", другие говорят: "Из приоритета права на самоопределение". Если мы проанализируем наш XX век, мы увидим определенные колебания этих принципов, очень сильные. Первая Мировая война, ее завершение произошло под знаком права нации на самоопределение. Но когда вся эта штука плавно привела к окончанию 20-летнего перемирия, это и привело ко Второй Мировой войне. И дальше, конечно, принцип территориальной целостности стал выходить постепенно на первый план. Можно вспомнить заключительный Хельсинкский акт, где границы послевоенной Европы провозглашались незыблемыми. Но они-то провозглашались, и сегодня мы видим апелляцию к этим принципам незыблемости, но после 1991 года список современных европейских стран немножко изменился. А уж если мы берем де-факто государственное образование, то тем более», – отмечает он.
Также, политолог, анализируя гипотетическое решение карабахской проблемы «в пользу Азербайджана», отметил, что Азербайджан сам не готов к такому развитию событий.
«Когда, например, некий центр, в данном случае Баку говорит: "Армяне Карабаха, чувствуйте себя спокойно в нашем государстве, мы вам даем гарантии, мы вам даем очень высокий статус". И армяне, допустим, соглашаются, говорят: "Да, мы взвесили все "за" и "против", этот вариант хороший, он нам подходит". Но здесь мы сталкиваемся с тем, что, к сожалению, в нашем постсоветском контексте, как и в Балканском, такой вариант не очень востребованный. Я, например, когда бывал в Баку, говорил о том, что давайте представим себе во сне: Ереван под давлением Вашингтона и Москвы одновременно соглашается, что Карабах – это часть Азербайджана. Вы готовы к тому, что это будет некий особый регион, который будет управляться несколько иначе, у которого будет, например, бюджетная автономия? Естественно, это не будет гетто, значит, армяне начнут возвращаться в Гянджу, в Баку, воссоздадутся армянские общины. С Арменией они будут контачить? Родственники, какие-то научные связи, гранты – будут контачить. В парламенте может быть представлена армянская фракция? Может, мы видим, например, партии шведские в Финляндии и так далее. Почему бы и нет? А может быть такая ситуация, что, например, рядом на одной лестничной клетке окажется ветеран карабахских конфликтов, азербайджанец, потерявший ногу, и преуспевающий бизнесмен-армянин. Мы готовы к этой ситуации? Мы готовы, чтобы наш флаг нес, например, армянин? На таможне в аэропорту им. Гейдара Алиева стоял армянин? Они говорят: "Вы знаете, мы не думали про это"», – пишет он.
Смежные статьи
- Российский эксперт: Факты и угрозы военных преступлений Азербайджана диктуют необходимость скорейшего признания независимости НКР
- Президент Армении: Руководство Азербайджана не понимает, что сила – не в количестве танков
- Российский эксперт: «Ценой потери» будут жизни сотен, тысяч азербайджанских военнослужащих, а статус НКР только повысится
- Российский эксперт: Посол Азербайджана в России признался, что инициатором эскалации в Карабахе является Баку
- Российский эксперт: Хоть армия Азербайджана оснащена современным вооружением и техникой, национальное самосознание и спайка у армян сильнее
- Экономический кризис в Азербайджане и изоляция режима Алиева: «Лента.Ру» о причинах эскалации в зоне карабахского конфликта
- Российские эксперты: Предпосылкой обострения в зоне карабахского конфликта является внутриполитический и экономический кризис в Азербайджане
- Российский эксперт: Азербайджанская армия выглядит сильнее, но только на бумаге