Аждар Куртов: Принципы территориальной целостности и права народов на самоопределение говорят в пользу армянской стороны
При большом разнообразии версий, если смотреть на ситуацию «без гнева и пристрастий», то, прежде всего, нельзя не отметить, что конфликт произошел между Азербайджанской Республикой и Нагорно-Карабахской Республикой, параметры и оборонные потенциалы которых свидетельствуют о том, что инициаторами могли выступать все-таки представители Азербайджана, но никак не Нагорно-Карабахской Республики. Об этом заявил политолог, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов в ходе радиопередачи «Визави с миром» на сайте РИА Новости, анализируя истоки и суть карабахского противостояния.
С одной стороны, Азербайджан – богатая, большая по численности населения страна, получавшая достаточно современные в большом количестве различные вооружения все последние годы, а с другой – небольшая по численности, всего 150 тысяч человек, Нагорно-Карабахская Республика, не имеющая истребителей 4-5 поколения, систем залпового огня, способных поражать цели на больших расстояниях и пр. «Мне кажется, что с этой точки зрения, все говорит за то, что Азербайджан мог воспользоваться своим военным превосходством, как он его понимает, для того, чтобы, ну, может быть, не решить проблему окончательно, а, скажем, осуществить разведку боем, пробу сил», – говорит Куртов.
В пользу этой версии говорит еще одно принципиально важное обстоятельство – неоднократные публичные выступления и заявления первых лиц Азербайджана, в том числе президента этой страны Ильхама Алиева, согласно которым, если проблема не будет решена политическим путем «на приемлемых для Баку условиях», то она будет решена путем применения военной силы. «А вот с армянской стороны – ни из Республики Армения, ни из Нагорно-Карабахской Республики – я подобного рода заявлений никогда не слышал», - подчеркивает политолог, добавляя, что агрессивный характер наступательных военных действий, даже исходя из этих логических умозаключений, позволяет предположить, что инициаторами могли выступать все-таки представители Азербайджана, а не НКР.
Касаясь реалий сегодняшнего дня и недавней эскалации в зоне карабахского конфликта, Аджар Куртов отмечает, в том числе, роль Турции, которая всегда проявляла интерес к решению карабахского конфликта в интересах и Азербайджана, и своих собственных.
Во время военных действий в начале 90-х была ситуация, когда Турция специально подтягивала крупные военные группировки к границе с Арменией. Да, возможно они и не собирались начинать военные действия, но это создавало нервозную обстановку, это действовало и на позицию Еревана, и на позицию России в нагорно-карабахском конфликте, отмечает он.
По словам политолога, Турция в нынешней ситуации пытается создать проблемы России и дотянуться туда, куда у нее руки дотянутся. «Есть попытки активизировать подрывную деятельность в крымско-татарском Меджлисе в Крыму, есть попытки немного дестабилизировать ситуацию в Аджарии - области Грузии, которая по историческим меркам не так давно вошла в состав самой Грузии. Он также отмечает наличие устойчивых, многопрофильных связей между Анкарой и Баку, в частности, связи военно-технического сотрудничества – азербайджанская армия обучается с большим участием турецких инструкторов. Турецкие системы вооружения тоже поставляются в Азербайджан.
«А в период той острой фазы нагорно-карабахского конфликта первой половины 90-х годов нельзя забывать, что первым лицом Азербайджана был второй президент Абульфаз Эльчибей, лидер Народного Фронта Азербайджана, который был, во-первых, откровенным русофобом, а во-вторых, пантюркистом. Он открыто исповедовал пантюркизм – систему ценностных взглядов, согласно которым, должно быть создано супер -межгосударственное объединение всех тюрок. И турки прилагали и продолжают прилагать большие усилия для достижения этой цели. Несмотря на все рассуждения о якобы имеющемся сейчас неоосманизме, как приоритете во внешней политике Турции», - говорит А. Куртов, подчеркивая, что они уже достигли некоторых успехов на этом поприще.
Но самое главное, по словам политолога, заключается в том, что Турция организует блокаду Армении, равно как и это делает Азербайджан, в результате чего и Армения, и Нагорный Карабах оказались «в тяжелейших экономических тисках».
Политолог отмечает, что в этом противостоянии присутствует комплекс причин: попытки экономически задушить Армению и НКР, принудить эти две страны отказаться от суверенного, независимого статуса Нагорного Карабаха, с последующим его вхождением в состав Азербайджана «на не вполне понятных до конца заявленных условиях некоей расширенной автономии, о чем любят говорить в Баку».
Касаясь вопроса, насколько вероятно, что Турция могла стать инициатором недавней эскалации, политолог заявляет, что для Турции, исходя из чисто умозрительных заключений, было бы выгодным создать проблему, обострить ее, чтобы в очередной раз отвлечь силы России, чтобы показать, возможно, ее слабость, потому что эта проблема вряд ли решится. По словам политолога, за все эти годы были обсуждены различные планы, предлагались различные решения, обговаривались различные нюансы в подходах, «но матрица уже сто раз просчитана» – это так называемые Мадридские принципы.
«А вот в деталях стороны расходятся, потому что, как только они подходят к принципиальному моменту – обсуждению независимым будет Нагорный Карабах или нет – там проявляются диаметрально противоположные позиции сторон», - считает политолог.
Что же касается идеи проведения референдума относительно статуса Нагорно-Карабахской Республики, Куртов отмечает, что референдум, являясь институтом непосредственной демократии, где воля населения проявляется однозначно, без всяких посредников – единственно правильный путь. Однако проблема заключается в том, что нынешняя конституция Азербайджана не содержит нормы, которая позволяла бы проводить референдум на территории одной части государства. «То есть, они согласны, говорят, да, пожалуйста, давайте, проведем референдум и спросим все население Азербайджана: согласны они с тем, чтобы Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством или не согласны. Естественно, результаты подобного рода референдумов будут предопределены не в пользу армянской стороны. Поэтому на подобного рода хитрости никто не соглашается», - подчеркивает политолог.
Согласно Куртову, в числе проблем, связанных с референдумом, присутствует неоднозначность вопроса, где проводить его, кто будет проводить, кто будет принимать участие и пр. Также, по словам политолога, «не так уж и прост вопрос о беженцах», заявленное Азербайджаном число которых – 1 млн. человек, «сильно завышено».
Куртов также прокомментировал реакцию обозревателей на заявление официального представителя Госдепа Марка Тонера о том, что при урегулировании карабахского конфликта необходимо учитывать право народов на самоопределение, назвавших это «проармянской позицией», и то, что «столь акцентированно тезис о праве народов на самоопределение в заявлениях Вашингтона по ситуации вокруг НКР никогда не звучал».
Согласно политологу, в упоминании одного из основополагающих принципов современного международного права – «права народов на самоопределение» – нет ничего криминального, нет ничего ни проармянского, ни антиармянского. «Это один из принципов, его иногда не совсем правильно интерпретируют. Почему-то получила большое распространение версия о том, что есть якобы два взаимно противоположных принципа – принцип территориальной целостности и принцип права народов на самоопределение. На самом деле, просто сферы этих принципов разные. Принцип территориальной целостности касается взаимоотношений межгосударственных, а принцип права народов на самоопределение касается внутригосударственных отношений, то есть право на сецессию. А принцип территориальной целостности – право не захватывать чужую территорию. Когда одна страна идет войной на другую, совершает аннексию. Так что, здесь все, я думаю, в порядке. Но действительно, нельзя избавиться от ощущения того, что эта версия сейчас, по крайней мере, объективно работает в пользу армянской стороны», – считает он.
Смежные статьи
- Аждар Куртов: Карабах входил в состав древнейших армянских царств, а азербайджанцы – пришлые кочевники
- Российский эксперт: Нападение на Армению будет расценено как нападение на Россию