«Независимая газета»: Баку молчит о загрязнении Каспийского моря в результате пожара на месторождении «Гюнешли»
Природно-климатические условия Каспийского моря обуславливают высокие риски при офшорной добыче углеводородов, прежде всего при разливах нефти. Очередным подтверждением этого стали события, произошедшие 4 декабря 2015 года на морской стационарной платформе № 10 в азербайджанской части Каспийского моря на месторождении «Гюнешли». Об этом пишет сайт «Независимой газеты».
Издание напоминает, что в условиях шторма произошел разрыв газопровода высокого давления с последующей разгерметизацией скважины. Это привело к возникновению сильного пожара, в результате чего погибли более 10 человек и еще более 20 человек числятся пропавшими без вести.
Отмечается, что эти декабрьские события расширили список катастроф, которые произошли в последние годы на Каспии. Так, в августе 2013 года произошел пожар на разведочной скважине № 90 газоподземного офшорного месторождения «Булла-Дениз», расположенного в 80 км к югу от Баку. Глубина моря на месторождении составляет 26,5 м. Возгорание произошло во время бурения на глубине 5868 м. В результате из-за высокого давления произошел выброс газа и возгорание, после чего начался пожар. Полностью справиться с возгоранием удалось лишь к концу октября. За этот период ежесуточно на скважине сжигалось 2,5–3 млн м3 газа.
Как пишет газета, месторождение «Гюнешли», где случилась авария, входит в группу крупнейших шельфовых месторождений Азербайджана, среди которых «Чираг», «Азери», «Гюнешли». Они расположены в акватории Каспийского моря в 90 км к востоку от Апшеронского полуострова. Площадь блока составляет 432 км2, а глубина воды – 110–220 м. Нефть и газ добывается Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР). Доля месторождения «Гюнешли» составляет 65% всей добычи компании.
Добывающая платформа № 10 – это сложный инженерный комплекс, включающий 28 нефтяных и газовых скважин, систем трубопроводов со всем необходимым оборудованием для приема нефти и газа из скважин, возвышающаяся на 10 м над уровнем моря и жилым модулем. При этом, согласно материалу, трудно говорить о том, была ли рассчитана или учтена устойчивость платформы к такой силе шторма и волн, доходившими в день аварии до 10 м.
Подчеркивается, что Азербайджан не публиковал данные об экологических последствиях аварии на платформе № 10, но, судя по данным спутникового мониторинга, нефть частично попала в море. Авария не привела к крупному экологическому кризису в Каспийском море, но отрицать или замалчивать загрязнение моря нельзя. По данным ГНКАР, пожар был потушен только 17 декабря, то есть горение продолжалось 13 дней.
«Любое происшествие на море, а тем более пожар на морской платформе вызывает ряд вопросов, которые появляются, когда сравниваешь информацию, публикуемую в СМИ и показанную в телевизионных новостях, с данными мониторинга. ГНКАР поспешило сделать заявление о том, что во время аварии утечки нефти в море не произошло. Однако не надо быть квалифицированным экологом, чтобы знать, что в течение 10 дней пожара на платформе даже при прекращении эксплуатации скважин протечки будут, и к этому добавится еще результат работы спасательных судов. Собственно, это подтвердили данные, полученные с европейского спутника Sentinel-1A, определившего площадь загрязнения в 300 км2», - отмечается в материале «Новой газеты».
Ключевой проблемой для Каспия, что подтвердила и авария на платформе № 10, стало отсутствие постоянного комплексного спутникового мониторинга (включая радиолокационную съемку) всей акватории Каспийского моря. Как пишет издание, это привело к отсутствию оперативной информации о нефтяном загрязнении в результате аварии. В условиях шторма и сплошной облачности обычная спутниковая информация была неэффективной по сравнению с радиолокационной съемкой, специально предназначенной для выявления случаев нефтяного загрязнения даже в облачных условиях.
Отмечается, что причина пожара на платформе пока точно не установлена, хотя и создана государственная комиссия в связи с аварией, и возможно, все спишут на штормовую погоду, человеческий фактор или технические неисправности.
Так, в качестве одной из причин декабрьской аварии на Каспии называется штормовая погода со скоростью ветра в 40–45 м/с и волнением моря, достигающим 4–5 баллов. Высота волны в 8–10 м значительно затруднила проведение спасательных работ. «Судя по имеющейся информации и рассказам очевидцев, на платформе не сработала система спасения людей, хотя платформа оборудована четырьмя спасательными шлюпками и плотами. Свою роль сыграла слабая подготовленность персонала к внештатным ситуациям», - продолжает издание.
Как подчеркивается, для ГНКАР это второе серьезное происшествие на каспийских буровых платформах. «Руководство компании много делает для совершенствования технологии добычи углеводородов со дна Каспия, но в связи с новой аварией, по-видимому, следует пересмотреть существующую концепцию офшорной добычи и заняться усовершенствованием системы безопасности, как это делается после аварий западными компаниями», - резюмирует «Новая газета».
Смежные статьи
- Эксперт назвал причину ЧП на месторождении «Гюнешли»: Госнефтекомпания Азербайджана не справилась с обязанностями
- Эксперт: ЧП на месторождении «Гюнешли» стало следствием неподготовленности персонала и отсутствия системы безопасности
- Число погибших во время аварии на месторождении «Гюнешли» азербайджанских нефтяников достигло 10 человек
- Российский эксперт: Версия азербайджанской стороны о причинах пожара на месторождении Гюнешли не соответствует действительности
- Последствием пожара на месторождении «Гюнешли» в Азербайджане может стать экологическая катастрофа