“Голос Армении”: Это был организованный геноцид. 25 лет назад началась операция "Кольцо"
Газета “Голос Армении” в номере от 3 мая пишет: “10 апреля 1991 года выстрелом в голову по дороге в школу в Геташене был убит 12-летний армянский мальчик Арамаис Саакян. 2 апреля 2016 года в Мартунинском районе НКР по дороге в школу был убит 12-летний армянский мальчик Вагинак Григорян. Через 20 дней после убийства Арамаиса руководство Азербайджана под прикрытием советских войск начало военно-полицейскую, террористическую операцию "Кольцо", сопровождавшуюся убийствами, насилием и депортацией гражданского населения. Спустя 25 лет убийство Вагинака ознаменовало начало новой агрессии Азербайджана против Республики Арцах, уже вошедшей в историю как 4-дневная апрельская война.
Операция “Кольцо”, начавшаяся 30 апреля 1991 года мощной военной атакой военной атакой с использованием танков и авиации на армянские села Геташен и Мартунашен, - одно из наиболее задокументированных преступлений Азербайджана и советского руководства против армянского народа. Существуют многочисленные свидетельства очевидцев и наблюдателей, зафиксировавших запредельную жестокость в отношении мирного населения со стороны отрядов азербайджанского ОМОНа, которые врывались в армянские села под прикрытием советских войск. О том же говорят и официальные документы: отчет делегации Первого международного сахаровского конгресса в составе 15 известных правозащитников из нескольких стран, побывавших в те дни в Армении, Азербайджане и Арцахе, заключение Комитета по правам человека Верховного Совета РСФСР, доклады правозащитного общества "Мемориал" и профессора Гарвардского университета Ричарда Уилсона. Благодаря русской писательнице Инессе Бурковой и представителям комитета "Карабах" (КРИК) события, происходившие в ходе операции, стали достоянием широкой общественности.
Весь этот солиднейший пакет неопровержимых фактов сводит на нет жалкие потуги азербайджанской пропаганды оправдаться за террор и насильственную депортацию более 10000 жителей армянских сел Северного Арцаха и приписать собственные преступления советским войскам. Безусловно, руководство СССР, и в первую очередь Михаил Горбачев и военное командование, развязавшие настоящую войну против собственного народа, несут непосредственную ответственность за операцию "Кольцо". Руководство Азербайджана и, в частности, напрочь изолгавшийся А. Муталибов не раз признавались, что, не будь мощной поддержки армии, они бы не осмелились сунуться в армянские села, где к тому времени уже действовали отряды народного ополчения. Однако многочисленные свидетельства очевидцев и наблюдателей не оставляют сомнений в том, что тягчайшие преступления против гражданского населения совершались на протяжении трех с половиной месяцев головорезами азербайджанского ОМОНа. Что, впрочем, неудивительно: азербайджанская армия, прообразом которой и стал ОМОН, всегда "блистательно" воюет именно против немощных стариков, женщин и детей, и недавние события в арцахском селе Талиш стали очередным тому подтверждением.
Американские правозащитники Фелис Гаер и Скотт Нортон в своей статье в издании New York Book Review, опубликованной 18 июля 1991 года, приводят любопытный факт: более половины участвовавших в операции советских солдат были азербайджанцами. Тем самым авторы частично отвечают на собственный вопрос о том, почему войска действовали столь свирепо. Кроме того, Гаер и Нортон отмечают, что "свирепость и сроки антиармянской кампании были обусловлены мощным движением за независимость в Армении и отказом подписывать новый союзный договор". Мнение о том, что операция "Кольцо" стала местью Горбачева армянскому руководству, частично оправданно. Наряду с этим существуют многочисленные доказательства того, что операцию, нацеленную на полное обезармянивание Арцаха, Азербайджан готовил задолго до референдума, осенью 1990 года.
Российский дипломат и писатель Виктор Кривопусков (в 1990-1991 гг. - начальник штаба следственно-оперативной группы МВД СССР в НКАО) свидетельствует: "Еще в ноябре 1990 года в распоряжение нашей группы попали секретные материалы руководства Азербайджана с планом депортации армянского населения из сел Ханларского и бывшего Шаумяновского районов. На сессии Верховного совета Азербайджанской ССР, состоявшейся в начале февраля 1991 года, план депортации армянского населения из республики фактически был одобрен. (...) В выступлении министра МВД Азербайджана Асадова в законодательном органе республики политическая установка была подкреплена силовой: "…состав омоновцев скоро увеличится и будет доведен до 600 человек. А в районах вокруг Нагорного Карабаха имеется десятитысячная армия! Так что войти в Карабах и взять его - дело техники". Кривопусков приводит еще одну интересную деталь: "На той же сессии выступил депутат азербайджанского парламента и недавний член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев. Он поддержал намеченные планы и поделился своим историческим опытом решения межнациональных проблем. С гордостью говоря, что в бытность его первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана численность армянского населения НКАО уменьшилась, а азербайджанского - увеличилась. В Нахиджеванской же автономной республике армян не осталось совсем".
Добавим, что фотокопии документов, о которых говорит В. Кривопусков, у нас имеются и приведены в фильме "Обыкновенный геноцид. Операция "Кольцо". Кроме того, этнические чистки, насильственные депортации и геноцид армянского населения начались гораздо раньше - достаточно вспомнить историю оккупации знаменитого села Чардахлу, начавшуюся еще в декабре 1987 (!) года. Как отмечается в докладе "Мемориала", "зимой 1989-1990 гг. жители трех сел (Кущи-Армавир, Азат, Камо) из-за непрекращающихся вооруженных нападений на них, давления районных органов власти и командиров подразделений внутренних войск были вынуждены покинуть места своего проживания".
О том, что операция “Кольцо” стала продолжением геноцидальной политики Турции в исполнении Азербайджана, свидетельствуют и методы, которыми действовал азербайджанский ОМОН. Инесса Буркова свидетельствует: "Села вначале окружались, потом их поливали огнем со всех сторон – из пулеметов, автоматов, орудий, с воздуха, затем туда врывались азербайджанские омоновцы и жители соседних азербайджанских сел. Они убивали в постели престарелых, насиловали и убивали женщин, избивали, насиловали и убивали даже детей, грабили и уносили все, что можно было украсть. (...) Это был организованный геноцид целого народа – они собирались таким образом изгнать всех армян из исконных армянских земель. И делали это самыми ужасными методами – точно так, как турки в ходе Геноцида в конце XIX – начале XX века".
В Баку лихорадочно стремились как можно быстрее реализовать собственные преступные замыслы, отлично осознавая, что своими силами с армянством Арцаха им не справиться. Газета "Коммерсант" в N21 за 1991 года писала: "Как бы ни были ужасны результаты депортации, они не могли удовлетворить ее вдохновителей. В Баку были недовольны темпами депортации, и руководство Азербайджана требовало еще более активных действий армии. 22 мая 1991 года в постоянном представительстве Совета министров Азербайджана в Москве состоялась пресс-конференция по предварительным итогам операции "Кольцо". Выступавший на ней член ЦК КП Азербайджана А. Даштамиров заявил, что "в ближайшее время из Карабаха необходимо будет выслать 32 тысячи человек". Генеральный прокурор Азербайджана И. Гаибов, выразив благодарность армии, отметил, что ей "следует действовать энергичнее и смелее, с большей наступательностью".
Операция продолжалась ровно до того дня, поска советские войска помогали Азербайджану терроризировать армянское население и оккупировать армянские земли. 20 августа 1990 года с провалом горячо поддержанного Баку путча ГКЧП, когда к власти в России пришло новое руководство, войска были отозваны, операция прекращена. План этнических чисток и геноцида на всей территории Арцаха руководству Азербайджана осуществить не удалось.
Как писал публицист Арис Казинян, "операция "Кольцо" стала последним примером введения пантюркистских устремлений в контекст интересов советского государства". Добавим, что операция "Кольцо" стала последним примером того, как еще в относительно мирное время Азербайджан продолжил экспансионистскую политику Турции начала столетия. Глобальная цель этой политики – расширение жизненного пространства за счет захвата территорий векового непрерывного проживания коренного армянского населения - была полностью отражена в сути и методах операции, сводившихся к истреблению, изгнанию и лишению армянского народа его родины, в уничтожении или присвоении армянского культурного наследия.
Знаменитое, прославленное в веках армянское село Геташен, как и другие армянские села, захваченные в ходе операции "Кольцо", до сих пор остаются под оккупацией Азербайджана. Проводя сегодня аналогии между событиями 25-летней и месячной давности, армянская общественность должна активнее говорить о лишении весной-летом 1991 г. тысяч беженцев из сел Северного Арцаха родины. А политикам и дипломатам следует активнее поднимать вопрос о совершенных Азербайджаном преступлениях и о законном праве десятков тысяч людей вернуться к родным очагам, которое полностью игнорируется в контексте переговорного процесса. Такая постановка вопроса будет куда адекватнее реалиям и серьезности ситуации, нежели абсолютно недопустимые разговоры о готовности сдать государству - агрессору и преступнику - территории Республики Арцах”.