К 25-й годовщине Операции «Кольцо»: уникальный доклад профессора Гарвардского университета Ричарда Уилсона
Ровно 25 лет назад, 30 апреля 1991 года, началась Операция «Кольцо» – акт государственного терроризма, ставший символом бесчеловечного и дикого по своей сути обращения и насилия против гражданского населения Нагорного Карабаха. Продолжавшаяся более трех с половиной месяцев операция привела к гибели свыше 100 жителей сел Северного Арцаха, ранению сотен и насильственной депортации более 10 000 граждан из родных мест. Целью масштабной военно-полицейской операции были этнические чистки территории Нагорного Карабаха от коренных жителей – армян, а средствами для ее достижения – террор, пытки, убийства и изгнание. Особенностью Операции «Кольцо» стало масштабное участие в ней – наряду с отрядами азербайджанского ОМОНа – внутренних войск МВД СССР и подразделений 4-й Армии, использовавших мощную военную технику, в том числе – танки и авиацию.
Panorama.am продолжает публикацию материалов, посвященных 25-й годовщине Операции «Кольцо». Представляем Доклад профессора Гарвардского университета Ричарда Уилсона «О визите на армяно-азербайджанскую границу 25-29 мая 1991 года». Доклад был представлен на Первой международной сахаровской конференции по физике, Институт имени Лебедева, Москва, 31 мая 1991 года.
«О визите на армяно-азербайджанскую границу 25-29 мая 1991 года.
1) Преамбула
Я не принимаю сторон по политическим вопросам, которые определяют какая административная единица должна управлять лицами армянской или турецкой национальности. Однако СССР является членов ООН и подписал ряд международных договоров. Азербайджан и Армения имеют обязательства в рамках этих договоров, и обязаны соблюдать международное законодательство в области прав человека.
Я знаком с тяжелой историей армянского народа и всех кавказских народов в течение множества веков и в частности последних нескольких лет, приведших к тысячам невинных беженцев с обоих сторон сторон. Ни одна часть этой истории с миллионами личных трагедий может служить оправданием для нарушения прав человека со стороны правительства Армении или правительства Азербайджана. Они обязаны защищать граждан в пределах своей территории независимо от того, какой они национальности. Если им это не удастся, то СССР должен вмешаться в ситуацию. Если СССР не вмешается, то ООН должна призвать СССР к ответственность.
2) Приготовления для визита
Я был в этой поездке в качестве члена «экспертной группы» Первой международной сахаровской конференции «Мир, прогресс и права человека» 25-29 мая 1991 года, которой руководила баронесса Кокс Куинсбери, вице-спикер Палаты лордов Великобритании. У нас были визы в Ереван и Баку и разрешение от СССР, однако нашу безопасность обещали обеспечить только власти Армении. Поэтому мы начали свою поездку с Еревана, с Армении. Несмотря на отсутствие гарантий безопасности со стороны азербайджанских властей, я и пять других членов группы пересекли армяно-азербайджанскую границу на участке недалеко от села Воскепар, а другие члены группы сделали то же самое на двух других участках границы. Я проинтервьюировал (расспросил) сельских жителей по обе стороны границы и побеседовал с майором азербайджанского ОМОНа (местных азербайджанских сил обороны), а также с главой регионального управления КГБ Армении.
Группа (включая меня) встретилась с беженцами из селения Геташен (Чайкенд) (3000 жителей), которые были депортированы в прошлом месяце. Среди беженцев мы встретили семьи этнических армян, которые удерживались в качестве заключенных (пленников) в Азербайджане. Мы встречали армянских врачей, которые бывали в Нагорном Карабахе и лечили там больных. Эти врачи были арестованы и подверглись избиениям. Мы сфотографировали их шрамы и места побоев.
Другие члены группы встречались с беженцами из других мест, а также интервьюировали официальных представителей Советской Армии. Когда мы вновь собрались вместе, мы сравнили наши заметки и откорректировали незначительные разночтения.
3) Последовательность
Проявились удивительные совпадения между историями разных сел. Я думаю, что это совпадения еще раз свидетельствуют о правдивости этих историй. Массовые нарушения гражданских прав в ходе депортаций в основном были следующих видов:
– убийства
– групповые убийства
– избиения
– похищения людей и их насильственное удерживание в плену
– изнасилования
– похищения собственности и скота или скупка имущества за унизительную цену (машину за 2 рубля!)
– с применением оружие или другой угрозы, вымогание «добровольных» просьб о выезде из Азербайджана
– разрыв мочек ушей девушек в результате насильственнного вырывания у них сережек.
Несмотря на настойчивые вопросы, мы не нашли каких-либо свидетельств тому, чтобы что кто-либо из недавно депортированных жителей села Геташен, выехал оттуда добровольно. Хотя большинство, либо все избиения и убийства были совершены азербайджанским ОМОНОМ, Советская Армия не оставалась безучастной. Последняя организовала первоначальное окружение села, а затем наблюдала, как ОМОН терроризировал жителей села. Советская Армия организовала транспортировку жителей села, которых бросили по армянскую сторону границы лишь в той одежде, которая на них была.
4) Воскепар
Я обратил особое внимание на ситуацию в армянском селе Воскепар в северо-восточной Армении и в соседнем селе Аскипар в Азербайджане. Активные боевые действия имели место в Воскепаре с 27 апреля по 6 мая. Следует также отметить, что Армения отказалась подписывать новый Союзный договор 23 апреля.
Советские внутренние войска размещены по обе стороны границы. По армянскую сторону под командованием капитана Багинского,а по азербайджанскую сторону – под командованием полковника Макаричина. Жители Воскепара доверяли и одаривали гостеприимством солдатам капитана Багинского.
27-го апреля началась стрельба с азербайджанской стороны; стреляли по армянским машинам по армянскую сторону границы. Водители бросали машины и убегали. Когда наступила ночь, заместитель старосты села пошел на перекресток, чтобы разобраться с машинами. Советский бронетранспортер, находившийся там, связался по рации для получения инструкций: «Мы под огнем. Что нам делать?» Глава регионального КГБ, Лев Арисимович (фамилия записана неразборчиво в моих заметках), рассказал нам, что по слухам капитану Багинскому сообщили, что по солдатам будут стрелять, если они вмешаются. Спустя три дня, рота советских внутренних войск была выведена с армянской стороны (дата подтверждена советским генералом в Ереване).
Взвод (25 или 29 человек – я не уверен) армянской милиции по приказу Министерства Внутренних Дел Армении двигался к Воскепару по запасной проселочной дороге в 5 часов утра 6-го мая, когда они попали в засаду и были атакованы двумя вертолетами советской армии. Одинадцать человек было убито а остальные были взяты в плен. Армяне уверены, что захваченные в плен были переданы к ненавистному ОМОНу. Мы увидели около шести пострадавших зданий в Воскепаре. Кроме того, 20 зданий было сожжено (подожжено бензином), равно как и церковь рядом с границей с Азербайджаном. С тех пор никто из жителей села не решался подойти к ней.
Для полноты картины мы хотели услышать мнение азербайджанцев и их ОМОНа. Армянские крестьяне попытались отговорить нас от посещения азербайджанской территории. «Это опасно. Мы не сможем защитить вас». Мы оставили крестьян и отправились в полуторакилометровый путь до брошенной церкви и к штабу ОМОНа в школе Аскипара, находившемся за ним.
Мне казалось, что этот путь длился целый год. Вскоре мы заметили двух омоновских милиционеров с автоматами, затем 5, затем 20. Без происшествий, мы впятером, плюс переводчик, поднялись на холм к ожидавшим нас омоновцам и азербайджанским сельчанам.
По пути в Азербайджан
Родители майора Моблуда, этнического турка, были высланы из Грузии в Узбекистан в 1944 году, в чем он обвиняет Сталина и Микояна. Сам он родился в Фергане в 1950 году и был вынужден переехать оттуда два года тому назад, после узбекскими волнениями. Печально, что та же семья может пережить столько трагедий. Однако эти трагедии не могут служить оправданием для мести.
Майор Моблуда
Нам показали повреждения школы и нескольких домов, которые были результатом армянского обстрела. Мы спросили о времени обстрела, однако не получили ответа на этот вопрос; нам показалось, что следы от обстрела были годичной давности. В целом, старые повреждения на азербайджанской стороне выглядели более существенными, но недавних повреждений от обстрелов на армянской стороне было больше. Майор передал нам послание для армян.
«Скажите им, что мы не уступим ни пяди нашей территории. Когда они просили в цивилизованной манере, мы передали им 200,000 гектаров. Силой они не получат ни пяди. Если они ведут себя плохо, то и мы будем вести себя плохо. Если они ведут себя хорошо, то и мы будем хорошими»
Другие члены группы получили аналогичные утверждения из других мест.
***
Ввиду явного участия Советской армии в конфликте на одной из сторон в прошлом месяце, нарушения Советского Закона и прав человека, я предлагаю, чтобы настоящая конференция приняла резолюцию.
«Члены 1-ой Международной сахаровской конференции по физике, участвующие в дневной встрече в Москве 31 мая 1991 г., выслушав доклад одного из наших членов, профессора Ричарда Уилсона из Гарвардского Университета, обращаются к Михаилу Горбачеву, президенту Советского Союза. Мы просим, чтобы он обратил внимание на очевидное вовлечение регулярных войск Советской армии в грубые нарушения гражданских прав в течение последних пяти недель. Мы просим, чтобы он остановил все массовые депортации населения. Мы просим, чтобы он разрешил всем лицам, которые были насильственно депортированы из сел, где проживали их предки, вернуться в свои дома. Наконец, просим, чтобы подразделения ОМОН были отведены от границ и желательно расформированы, и чтобы Советские войска были из других (не участвующих в конфликте) республик. В конце мы предлагаем, чтобы он пригласил наблюдателей ООН в регион для поддержания мира и для обеспечения защиты гражданских прав для всех граждан данного региона.»
Принято по итогам голосования большинством присутствующих (около 150), с одним голосом против и 7-ю воздержавшихся.
Председательствующий – академик Келдыш».
Операция «Кольцо» – акт государственного терроризма, крупномасштабная военно-полицейская террористическая операция, осуществленная властями Азербайджана и горбачевским крылом советского руководства весной-летом 1991 года с целью этнических чисток территории Нагорного Карабаха от армян. По свидетельству Виктора Кривопускова (в 1990-1991 годах – начальник штаба следственно-оперативной группы МВД СССР в НКАО), план депортации армянского населения из Азербайджанской ССР был разработан осенью 1990г. и окончательно утвержден в феврале 1991 г. на сессии Верховного Совета республики.
14 марта 1991 года Европарламент принял Резолюцию, в которой призывал президента СССР Михаила Горбачева «положить конец посягательствам на безопасность населения Карабаха и прилегающих армянонаселенных районов, которое, судя по всему, пытаются подвергнуть массовому переселению».
Начавшись 30 апреля 1991г. захватом древнего армянского села Геташен и соседнего Мартунашена, операция распространилась по всей территории Арцаха, охватив и приграничные районы Армении. В ходе операции было убито более 100 человек, сотни были ранены и искалечены, сотни захвачены в плен и заложники, судьба многих неизвестна до сих пор. С мест исторического проживания было насильственно депортировано более 10 000 мирных граждан 25 армянских сел.
Операция «Кольцо» нашла отражение в докладах правозащитных организаций, в том числе международной делегации в составе представителей России, США, Великобритании, Японии и Норвегии. «В ходе операции было совершено множество бесчеловечных акций против мирных жителей: мужчин захватывали и убивали, женщин насиловали, жестокому обращению подверглись дети, гражданских лиц похищали и уводили в заложники. Азербайджанские турки из ближайших сел приезжали на грузовиках, занимаясь грабежом и мародерством, воруя и увозя все – от домашнего имущества до скота», – говорилось в докладе. В мае 1991 года были проведены слушания в Комитете по правам человека Верховного Совета РСФСР, по итогам которых был составлен доклад. Доклады по операции «Кольцо» были составлены также обществом «Мемориал» и профессором Гарвардского университета Ричардом Уилсоном.
В мае 1991 года Сенат США принял резолюцию, осуждающую «нападения на невинных детей, женщин и мужчин в армянских селах в пределах Нагорного Карабаха и на окружающих территориях, а также в Армении; и призывающую «положить конец блокадам и другим формам применения силы и устрашения, направленным против Армении и Нагорного Карабаха».
Руководство Азербайджана рассматривало «Кольцо» как начало широкомасштабной насильственной депортации всей оставшейся армянской части Нагорного Карабаха. Лишь с провалом путча ГКЧП 20 августа и приходом к власти в России новых сил, азербайджанское руководство, лишившись поддержки советских войск, вынуждено было прекратить этнические чистки и оккупацию армянской территории.
Операция «Кольцо» резко повысила уровень напряженности в регионе и перевела азербайджано-карабахский конфликт в военную плоскость, став прелюдией к последующей полномасштабной вооруженной агрессии Азербайджана против Нагорно-Карабахской Республики.
Подробнее с материалами об Операции «Кольцо» и соответствующими документами можно ознакомиться на сайте Кarabakhrecords.info.
Документальный фильм в рамках проекта «Обыкновенный геноцид» – «Операция "Кольцо", весна-лето 1991г.»
Смежные статьи
- К 25-й годовщине Операции «Кольцо»: Движение «Демократическая Россия» в 1991 году требовало от мирового сообщества противодействия
- Правозащитный центр общества «Мемориал»: Ответственность за преступления в ходе Операции «Кольцо» лежит на руководстве и Азербайджана, и СССР
- “Голос Армении”: Это был организованный геноцид. 25 лет назад началась операция "Кольцо"
- К 25-й годовщине Операции «Кольцо»: Доклад Правозащитного центра общества «Мемориал» называет инициаторов депортации армян Арцаха
- Свидетельства американских правозащитников об Операции «Кольцо» – в статье New York Review of Books
- Операция «Кольцо» – акт государственного терроризма: минуло ровно 25 лет