Арис Казинян: По свидетельству декабриста Лачинова, эриванские армяне тонкостью и гибкостью ума превосходили магометан
Для увеличения страданий бедствующих армян в Эриванской области, все преступление которых состояло в том, что они христиане, присоединилась врожденная к ним ненависть магометан. Об этом, цитируя очерк «Дух обитателей Эриванской области» декабриста Лачинова, пишет армянский журналист и исследователь Арис Казинян в своей книге «Ереван: С крестом или на кресте», являющейся попыткой фиксации и осмысления чрезвычайно пестрого спектра процессов, прямо или опосредованно слагавших характер развития данной территории, предопределив неизбежность превращения именно Еревана в главный центр Восточной Армении, а позже – в столицу восстановленного армянского государства.
Эриванские армяне тонкостью, гибкостью ума превосходили магометан. «Настало для них время возрождения и, может быть, после нескольких веков смутного сна, вновь воссияет для Армении цветущий век наук, искусств, художества, древнейшие памятники коих, во множестве рассеянных по Эриванской области, доселе изумляют наблюдателя», – пишет в своих мемуарах Лачинов.
Жадность «магометанских чиновников» к собственной выгоде, «овладев душами, изгнала и помышления о пользе общей» - они всегда были готовы искать спасения в другом месте и следовательно, не имея отечества, не имели и понятия о любви к родине. Они, не зная, кому будут принадлежать завтра, не могли питать благородного чувства народной гордости, свидетельствует Лачинов.
Также декабрист дает описание «магометанского духовенства», которое, пользуясь фанатизмом мусульман и стараясь его всячески поддерживать, через влияние на умы захватило часть прав гражданских: вмешивалось в суды, разбирало ссоры, произносило приговоры. «Невежество в соединении с жестокостью, фанатизмом, корыстолюбием и многими другими пороками составляет отличительную часть сего сословия. Здесь и теперь еще скрывается корень зла, который должен быть истреблен мерами кроткими, острожными», - цитирует Лачинова Казинян.
Русско-персидская война завершилась подписанием в феврале 1828 г. Туркменчайского трактата, согласно которому, персидский шах от своего имени и от имени своих наследников и преемников уступает Российской империи в совершенную собственность ханство Эриванское по обе стороны Аракса и ханство Нахичеванское.
«Позже на территории двух ханств будет учреждена Армянская область», - пишет Казинян, отмечая, что позже наступят новые времена в истории древнего народа, времена новых испытаний, новых лишений и новых приобретений.
«С тех пор как Ереван существует на свете, никогда, может быть, не видал он подобного дня, подобного зрелища, никогда не приобретал такого значения, как в тот день. Могут миры столкнуться с мирами, народы могут прийти и исчезнуть, - но пока у армянина есть дыхание и язык, как может он забыть тот многорадостный час, когда князь Варшавский и генерал Красовский, вместе с бессмертным нашим Нерсесом, с крестом и евангелием в руках вошли в крепость, чтобы отпраздновать день освобождения армянской страны!» – писал Хачатур Абовян.
Продолжение следует.
Напомним, что книга Ариса Казиняна «Ереван: с крестом или на кресте» рассказывает об общественно-политической истории Еревана и ереванской местности (как среды обитания) с периода провозглашения христианства по начало XIX в. В книге, помимо демонстрации основанных на архивных документах и источниках исторических фактов, рассматриваются основополагающие тезисы азербайджанской историографии и пантюркистской идеологии, призванной, фальсифицируя историю, как армянского народа, так и народов региона, присвоить их историческое, культурное и духовное наследие.
Смежные статьи
- Арис Казинян: Гасан-хан построил оборонительный заслон из ереванских женщин, стариков и детей в надежде на великодушие русского воинства
- Арис Казинян: В августе 1827 г. персидская армия вознамерилась ликвидировать главный символ армянской веры – Эчмиадзинский кафедрал
- Арис Казинян: Спустя 15 веков после представления армянского алфавита судьба армянского народа вновь решалась в Ошакане
- Арис Казинян: Восседающий на коне архиепископ Нерсес сам принимал парад армянского ополчения, идущего освобождать землю от мусульманского ига
- А.Казинян: По свидетельствам летописца В. Потто, после поражения Аббас-Мирзы под Елизаветполем и бегства из Карабаха началось освобождение Еревана