Арис Казинян: Ереван – единственная из столиц мира, которая после 8 веков пребывания в составе мусульманских государств осталась христианским городом
Мы рассказали об истории развития Еревана в период, когда город находился в составе разных мусульманских государств. На протяжении долгих чередующихся столетий в отношении его коренного населения были апробированы самые изощренные формы притеснений, глумлений и надругательств, призванные либо склонить горожан к вероотступничеству, либо – к окончательному исходу. И, тем не менее, город выстоял, он продемонстрировал поразительный внутренний иммунитет и поразительное желание не быть растворенным в чуждой этноязыковой и культурной среде, поглотившей целый регион. Об этом пишет армянский журналист и исследователь Арис Казинян в заключительной главе книги «Ереван: С крестом или на кресте», являющейся попыткой фиксации и осмысления чрезвычайно пестрого спектра процессов, прямо или опосредованно слагавших характер развития данной территории, предопределив неизбежность превращения именно Еревана в главный центр Восточной Армении, а позже – в столицу восстановленного армянского государства.
Казинян отмечает, что перед волнами пришлых племенных союзов не устояла некогда великая Византийская империя, вынужденно расписавшись под собственной несостоятельностью противопоставить нечто действенное натиску степных варваров. Неспособной отстоять «свое место под зороастрийским солнцем» оказалась и мощнейшая иранская цивилизация, а иранский пласт почти на целое тысячелетие утратил в своей стране управленческие рычаги. Армения также поглотилась в омуте политических, демографических, религиозных и культурных потрясений.
«Но истории было угодно наделить Ереван особенными качествами – город призван был стать локальным ответом на региональные вопросы», - пишет он, отмечая, что описанный в книге хронологический отрезок – это период, когда понятия «азербайджанская нация» не существовало и в помине.
Однако ориентированный на тотальную азербайджанизацию всего пестрого спектра регионального наследия крайне радикальный идеологический курс Баку, возведенный им официально в ранг государственной политики, склонен рассматривать все без исключения тюркские монархии на территории Армении и Ирана на фоне отдельных вех азербайджанской истории.
По мнению Казиняна, к сожалению, современное международное право не знает такого уголовно наказуемого пункта как «осквернение мировой истории, совершенное с особой жестокостью и цинизмом», поскольку именно во чреве подобного гиперидеологизированного редактирования исторического прошлого вынашивались наиболее радикальные плоды исторического будущего.
Именно так были взращены пантюркизм и его не менее уродливое детище – нацизм –посредством постоянных идеологических инъекций в общественное сознание больших доз вымышленной истории и надуманных сюжетов о национальном прошлом воспитываются поколения зомби, безоговорочно уверенные в абсолютной достоверности ежедневно прививаемых версий.
«Но если нацизм был официально осужден на трибунале в Нюрнберге, а позже и самими германскими властями, то пантюркизм даже не фиксируется международным сообществом. Подобное безразличие удобряет почву радикализма, начиняет ее разложившимся перегноем, весьма благоприятствующим вегетации расистских притязаний. Это именно тот расклад вещей, при котором академическое сообщество вновь оказывается на задворках», – пишет он.
«Но если даже переступить все рамки научной (в широком смысле) корректности и допустить справедливость пропагандируемого официальным Баку постулата о том, что черные и белые бараны – это суть современные азербайджанцы, то станет ли подобный подход констатацией обоснованности притязаний на Ереван?» - пишет Казинян.
«Ереван - единственная из христианских столиц мира, которая на протяжении восьми веков непрерывного пребывания в составе того или иного мусульманского государства умудрилась остаться городом христианским. Поразительный иммунитет Еревана является его главной особенностью и обеспечивает за ним особый статус», - подчеркивает Казинян.
В стремлении вскрыть «историческое значение президентского указа» (в авторитарных обществах иначе не бывает) и обосновать справедливость притязаний на Ереван, азербайджанские пропагандисты – именно в 185-летие вхождения города в состав Российской империи - не нашли ничего лучшего, чем обратиться к известному полотну «Сдача Эриванской крепости…» - кисти знаменитого автора панорамных сцен и баталиста Франца Рубо.
Так, неоднократно перестроенная крепость, которая в XVII-XVIII вв. уже по одному факту своего назначения именно как оплота мусульманского господства над ханством не могла не быть застроенной мусульманскими культовыми сооружениями, о чем подробно писалось в книге, представляется азербайджанским агитпропом в качестве наглядного и всеобъемлющего доказательства «тюркской принадлежности города» и «армянской пришлости», отмечает автор.
В книге подчеркивается, что решение о сносе крепости было принято после ознакомления с ней императора Николая I в октябре 1837 г., который, осмотрев фортификацию, нашел ее устаревшей: «Это не то что крепость, но простой глиняный горшок, за взятие которого не стоило Паскевича называть графом Эриванским».
Напомним, что книга Ариса Казиняна «Ереван: с крестом или на кресте» рассказывает об общественно-политической истории Еревана и ереванской местности (как среды обитания) с периода провозглашения христианства по начало XIX в. В книге, помимо демонстрации основанных на архивных документах и источниках исторических фактов, рассматриваются основополагающие тезисы азербайджанской историографии и пантюркистской идеологии, призванной, фальсифицируя историю, как армянского народа, так и народов региона, присвоить их историческое, культурное и духовное наследие.
Смежные статьи
- Арис Казинян: По свидетельству декабриста Лачинова, эриванские армяне тонкостью и гибкостью ума превосходили магометан
- Арис Казинян: Гасан-хан построил оборонительный заслон из ереванских женщин, стариков и детей в надежде на великодушие русского воинства
- Арис Казинян: В августе 1827 г. персидская армия вознамерилась ликвидировать главный символ армянской веры – Эчмиадзинский кафедрал
- Арис Казинян: Спустя 15 веков после представления армянского алфавита судьба армянского народа вновь решалась в Ошакане
- Арис Казинян: Восседающий на коне архиепископ Нерсес сам принимал парад армянского ополчения, идущего освобождать землю от мусульманского ига