«Голос Армении»: Алиев в Вене говорит одно, а его подчиненные в Баку - совсем другое. Кто же из них врет?
Газета «Голос Армении» в номере от 19 мая пишет: «Венская встреча продолжает оставаться в центре внимания политиков и экспертов. Заявления сыпятся одно за другим, посредники наперебой хвалят сами себя за мудрость и миролюбие. При этом почти никто из них не обратил внимания на то, что пока в Вене шли консультации, Баку вновь грубо нарушил режим прекращения огня, убив армянского солдата. Оптимизм посредников порой действительно зашкаливает, внося очевидный диссонанс в реалии и осторожность тех редких политиков и экспертов, которые стараются трезво оценивать ситуацию.
Содержание заявлений примерно одинаково: в них выражается надежда на то, что встреча в Вене может послужить основой для возобновления переговорного процесса и привести в конечном итоге к "всеобъемлющему урегулированию". Оставим в стороне вопрос о том, каким образом за почти четверть века переговоры не привели к сколь-нибудь значимому прогрессу, а тут вдруг за какой-нибудь месяц можно чего-то достичь. Гораздо важнее в данном случае указания на приоритеты сопредседателей, в число которых "всеобъемлющее урегулирование" на данном этапе никак не входит. Лучше всего об этом сказал Действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который, кстати, оказался единственным, кто выразил соболезнования в связи с последними жертвами в зоне конфликта. "Мы продолжим усилия по внедрению механизма расследований. Мы также проведем работу по расширению команды личного представителя, Анджея Каспшика. Консолидация прекращения огня – приоритет, не в последнюю очередь для того, чтобы создать благоприятные условия для возобновления переговоров и всеобъемлющего решения", - заявил он. Отметим также, что в день венских консультаций Штайнмайер подчеркнул, что установление и укрепление режима прекращения огня по линии соприкосновения, согласование мер по укреплению доверия и началу переговорного процесса "займет некоторое время, со дня на день решения не будет".
О том, что именно меры по укреплению режима и создание механизмов расследования являются приоритетами момента и только в случае успеха можно говорить о приближении к возобновлению переговорного процесса, так или иначе говорится всеми. В том числе в официальном заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ: "Президенты подтвердили свою приверженность соглашению о прекращении огня и мирному урегулированию конфликта. Для того чтобы снизить риск дальнейшего насилия, они договорились в кратчайшие сроки завершить работу над механизмом расследований ОБСЕ". Этот тренд венских встреч подчеркивается и большинством экспертов, отмечающих, что именно решение о создании механизмов, призванных реально содействовать укреплению режима прекращения огня, явилось конкретным результатом встреч и должно стать ключевым для всех.
Выясняется, что так думают все, но только не азербайджанская сторона. Так, замруководителя администрации президента Новруз Мамедов, комментируя возможность расширения полномочий офиса личного представителя Действующего председателя ОБСЕ, заявил: "Существенных изменений в полномочиях Анджея Каспшика быть не может. Указанное там является позицией Минской группы, мы же по этому поводу не брали обязательств". По сути дела, Мамедов озвучил отказ Алиева от обязательств, практически дезавуируя их. Иначе понять фразу "указанное там является позицией Минской группы" просто невозможно. Столь же невозможно поверить, что подобное заявление он мог бы себе позволить без санкции президента, который, как выясняется, в Вене в присутствии сопредседателей берет на себя конкретные обязательства, а сразу по возвращении в Баку поручает своему подчиненному отказаться от них.
Заслуживает внимания и другой акцент Мамедова: "Самое главное, чтобы впредь соблюдался режим прекращения огня, не было провокаций, и в июне мы бы начали процесс переговоров". Это, как и иные звучащие из Баку заявления, свидетельствует о том, что подтвержденные президентами в Вене приоритеты посредников отнюдь не являются таковыми для Азербайджана и что венские встречи там восприняли исключительно как признак скорейшего - чуть ли не уже в июне - урегулирования, причем исключительно в выгодном для себя варианте. А относительное соблюдение режима прекращения огня необходимо Баку именно в течение июня потому, что 19-го там стартует Формула-1 и для Алиева крайне важно провести соревнования в нормальных условиях. А вот что будет после и каково истинное отношение азербайджанского руководства к договоренностям, озвучил уже другой влиятельный чиновник - депутат милли меджлиса Асим Моллазаде.
"У меня есть серьезные сомнения насчет того, что обнаружение каких-то фактов нарушения хрупкого режима прекращения огня со стороны Армении как-то повлияет на процесс", - заявил он. "Те, кто стоит за Арменией, заинтересованы в консервации конфликта. Минская группа ОБСЕ напоминает холодильник, главной функцией которого является заморозка конфликта. Статус-кво должен быть изменен, Армения должна покинуть оккупированные азербайджанские территории и в отношении нее должны быть применены все предусмотренные ООН и Минской группой ОБСЕ (???) санкции", не моргнув глазом, выдал Моллазаде завшивевшие тезисы азерпропа, по ходу обвинив Армению во всех тех преступлениях, что совершил Азербайджан как за прошедшие 28 лет, так и в ходе апрельской битвы. На вопрос же о возможном компромиссе со стороны Баку депутат столь же безапелляционно выпалил: "Компромисс Азербайджана заключается в том, что он может предоставить все гарантии безопасности для проживания армян в нашей стране".
Заметьте, о «гарантиях безопасности» говорит представитель страны, в которой ежедневно звучат не осуждаемые никем угрозы и призывы уничтожить и выселить армян из Арцаха, которая заявила, что убийство армянина не является преступлением и регулярно подтверждает это неизменностью своей политики. Президент которой публично объявил все армянство врагом своей страны и демонстративно вручает государственные награды убийцам армян, в том числе за убийство в мирных условиях и позирующим с отрубленной человеческой головой в руках. Что ж, поделом нам, что до сих пор не обратились в международные инстанции по поводу совершенных Азербайджаном зверств, позволяя тем самым всяким заде выдвигать абсурдные обвинения в адрес Армении. Остается надеяться, что слова, сказанные, разумеется, с ведома главы государства, услышат и все те официальные лица, которые со слащавым умилением и наигранным бодрячеством говорят о готовности Алиева к "компромиссам".
И последнее. В Баку весьма ревностно отнеслись к тому, что в Вене Лавров сидел рядом с Саргсяном. "Армянские СМИ вынесли этот снимок на первые полосы с намеком на то, на чьей стороне симпатии Москвы", пишет сайт минвал.аз, "забыв" упомянуть, что единственный официальный снимок из Вены тиражировали и бакинские СМИ. Но депутат Мусабеков поспешил утешить расстроенных соплеменников, объяснив, что, дескать, "Лавров специально сел рядом с Саргсяном, чтобы удерживать и направлять его в ходе трудных переговоров. Это, принимая во внимание вассальный характер отношений Армении с Россией, представляется вполне правдоподобно". Исходя из этой логики, надо полагать, что Азербайджан находится в вассальной зависимости от Франции, причем на уровне даже не министра, а его заместителя, ибо его глава сидел за столом рядом с Арленом Дезиром. А также, что именно Дезир подсказал Алиеву-младшему в тот момент согласиться на договоренности, а, вернувшись в Баку, озвучить устами своих вассалов совсем другое. В надежде на то, что догадаться, кто именно говорит правду, будет ну оооочень сложно...».