«The Economist»: Для проведения эффективных реформ у Азербайджана нет ни потенциала, ни талантливых кадров
В следующем месяце столица Азербайджана Баку примет Гран При Европы гонки «Formula-1». Участники спортивного соревнования ознакомятся не только с пятизвездочными отелями и дорогими магазинами, но и увидят менее привлекательную сторону Азербайджана – экономический кризис и деспотическую политическую систему. Об этом говорится в материале «The Economist».
Так, отмечается, что «Formula-1» – тщеславный проект для Азербайджана. Страна имеет коррумпированную экономику: в период за 2003-2015 гг. нефтегазовая прибыль составила приблизительно 119 млрд. долларов, и эта сумма либо была потрачена на вооружение, либо была переведена на оффшорные счета влиятельных людей.
Однако после падения цен на нефть ситуация изменилась, и сейчас жители Баку жалуются из-за роста цен и потраченных на «Formula-1» огромных средств. Азербайджан вынужденно девальвировал национальную валюту дважды, и, согласно экспертам, банки страны имеют приблизительно 2 млрд. долларов долга. Инфляция и рост цен стали причиной бунтов в нескольких регионах страны, жестоко подавленных полицией.
Согласно информации, властные кланы Азербайджана, контролирующие большую часть экономики страны, вышли из зоны комфорта. Диктатор Ильхам Алиев, который унаследовал пост президента от отца, стоит перед сложным выбором – реформировать страну или превращать ее в более авторитарную.
Азербайджан применяет репрессивные меры по отношению неправительственным организациям (НПО), которые считает агентами иностранного влияния. Кроме того, власти страны подавляют любые проявления инакомыслия, заключая в тюрьму оппозиционных активистов.
Сообщается, что из-за ухудшения экономической ситуации в стране в последнее время президент Алиев пытается улучшить отношения с Западом. В частности, перед своим визитом в Вашингтон в рамках Саммита по ядерной безопасности он помиловал часть политзаключенных, однако оставил двух из них в тюрьме – лидера оппозиционного движения «Реал» Ильгара Мамедова и журналистку Хадиджу Исмайлову, которая занималась расследованием коррупции в высших эшелонах власти.
Алиев пообещал экономические реформы. Согласно западному дипломату, это «пустая риторика», а для проведения эффективных реформ у Азербайджана нет ни потенциала, ни талантливых кадров.
Также отмечается, что в стране большие надежды возлагают на Азербайджанскую дипломатическую академию, так как большая часть ее профессорского состава – иностранцы. Директор академии Хафиз Пашаев замечает, что их цель – создавать особую обстановку, где студентов будут учить думать самостоятельно и свободно. Он уверен, что выпускники академии могут изменить ситуацию в Азербайджане. Однако автор пишет, что такую программу модернизации вряд ли возможно осуществлять в авторитарной стране.