Эксперт: Руководству Азербайджана для привлечения инвестиций необходимо вести неконфликтную внешнюю политику
Падение цен на нефть и исчерпание месторождений, которое повлекло сокращение нефтедобычи, поставили перед Азербайджаном задачу поиска новых драйверов роста, так как постнефтяной период начался намного раньше, чем ожидало руководство страны. Об этом пишет эксперт Станислав Притчин на сайте российского журнала «Профиль».
Так, 2015 год во многом стал поворотным для Азербайджана. Падение цен на нефть и начало снижения ее добычи показали, что энергетика перестает быть драйвером роста. Но альтернативного плана развития на постнефтяной период у руководства республики не оказалось, и в спешном порядке начался поиск новых моделей. Пока среди возможных дальнейших путей рассматриваются масштабная приватизация государственных предприятий, а также развитие транспортного кластера.
Согласно автору, с середины 2000-х годов экономика Азербайджана развивалась во многом благодаря совпадению двух важных обстоятельств: выходу на проектную мощность добычи на месторождениях, работа над которыми началась после получения независимости, и благоприятной конъюнктуре на сырьевых рынках. В пиковый период в 2010 году суточная добыча на месторождении «Азери–Чираг–Гюнешли» составляла 835,1 тыс. баррелей. В годовом выражении общее производство нефти с комплекса месторождений составило 40,6 млн тонн. Всего же, по итогам 2010 года, в Азербайджане добыт рекордный объем нефти: добыча превысила 51 млн тонн, или около 380 млн баррелей.
Все это время драйвером роста и основным источником доходов оставался именно нефтяной сектор. Однако нынешний экономический кризис за год кардинально изменил ситуацию. Причиной столь резкого изменения ситуации в республике стали два тренда. Снижение цен на нефть на мировых рынках наложилось на ожидаемое постепенное сокращение объемов добычи нефти. После пикового 2010-го года в республике началось плановое снижение добычи нефти. Всего в январе-октябре 2015 года было добыто 35 млн тонн нефти (35,7 млн тонн за тот же период 2014 года).
Как пишет автор, снижение цен на нефть кардинальным образом поменяло ситуацию для азербайджанской экономики. «Только на поддержание национальной валюты Центральный банк АР потратил заметную часть своих запасов. С начала 2015 года его валютные резервы снизились с $13,7 млрд до $4,1 млрд по состоянию на 1 мая 2016 года. Но даже это не помогло предотвратить девальвацию национальной валюты, которая прошла в два этапа. Курс маната к доллару снизился почти вдвое: с 0,8 маната за 1 доллар до 1,5 маната на сегодняшний день», - отметил эксперт.
Он напоминает, что на изменение конъюнктуры достаточно быстро отреагировали инвестиционные рейтинговые агентства. Так, S&P снизило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги Азербайджана в национальной и иностранной валюте с BBB-/A 3 до BB+/B со стабильным прогнозом. Таким образом, рейтинг страны оказался ниже инвестиционного уровня (так называемый «мусорный» рейтинг).
«Откровенно говоря, мы старались спрогнозировать ситуацию, в которой сейчас оказались, на период начала снижения добычи нефти, возможно, через 15-20 лет. Мы не были готовы к этому периоду. На самом деле мы планировали подготовиться к постнефтяному периоду после 2030 года. Но, как я сказал на недавнем заседании кабинета министров, постнефтяной период для нас уже начался, и это было неожиданно» – такое заявление сделал президент Азербайджана Ильхам Алиев во время Мюнхенской конференции по безопасности в начале 2016 года.
Относительно развитии экономики Азербайджана, автор пишет, что согласно официальной статистике, в 2015 году ВВП Азербайджана составил 37,1 млрд манатов, а рост по сравнению с 2014 годом – 1,2%. «Но даже такой скромный показатель вызывает сомнения у независимых экономистов», - подчеркивает Притчин.
На фоне снижения добычи нефти основным драйвером роста в среднесрочной перспективе будет газовая добыча. Сегодня ключевым газовым проектом является месторождение «Шах-Дениз». В то же время, в средне- и долгосрочной перспективе основные надежды на серьезное увеличение экспорта газа связаны с реализуемым сейчас проектом «Шах-Дениз 2», запуск которого намечен на 2018–2019 годы. Максимальная мощность проекта составит 16 млрд куб. м газа в год. Заметную часть инвестиций – около $14 млрд из $45 млрд – должна внести Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР), однако в условиях нестабильности сырьевых рынков есть риски затягивания выхода проекта на уровень безубыточности.
Кроме того, автор подчеркивает, что несмотря на выгодное географическое положение, такая альтернативная модель развития экономики как транспортный сектор, с учетом объемов текущего и потенциального производства, на сегодняшний день не может стать полноценной альтернативой нефтегазовой отрасли и компенсировать наблюдаемый сейчас спад.
Далее эксперт отмечает, что согласно официальным данным, число трудоспособного населения в республике составляет 6,3 млн (включая пенсионеров, которые продолжают работать), занятых в стране на начало 2015 года было 4,6 млн, пенсионеров – 1,3 млн. По той же официальной статистике, в прошлом году 21,2% работающего населения получали 100–150 манатов в месяц, а 18,5% – 150–200 манатов в месяц. Средняя зарплата в регионах не превышает 300 манатов, хотя в стране в целом она и равна 444 манатам.
Однако, по оценкам независимых экспертов, ситуация в стране значительно хуже. Размер минимальной заработной платы в Азербайджане составляет 105 манатов, что соответствует официально принятому размеру прожиточного минимума.
«Серьезного снижения зарплат в 2015 году в манатах не произошло, но двукратное обесценивание маната по отношению к доллару серьезно снизило покупательскую способность населения. В республике производится не так много товаров, и за исключением продуктов основная корзина потребления состоит из импорта, цена на который заметно возросла», - отмечает эксперт.
Косвенным показателем изменения в негативную сторону платежеспособности населения, согласно автору, является рост числа просроченных кредитов. Он напоминает, что в течение 2015 года объем просроченных кредитов в Азербайджане вырос на 52,5%, а уровень просроченных кредитов в банковской системе в целом достиг 6,6% к общему объему выделенных кредитов. С марта по июль 2015 года объемы кредитования снизились с 20,7 млрд до 20,3 млрд манатов.
«По итогам 2015 года внешняя торговля Азербайджана вслед за ценами на энергоресурсы снизилась на 33,4%. В результате в 2015 году совокупный внешнеторговый оборот Азербайджана со 165 странами-партнерами составил около $20,7 млрд. И если импорт по итогам 2015 года даже увеличился на 0,4% (объем – $9,2 млрд) по сравнению с 2014 годом, то объем экспорта уменьшился на 47,7% и составил $11,4 млрд», - пишет Притчин.
Как и в предыдущие годы, основная часть экспорта АР пришлась на сырую нефть, ее доля составила 78%, в денежном эквиваленте было продано этого сырья на сумму $8,9 млрд. Двукратное снижение стоимости проданной на экспорт нефти по сравнению с 2014 годом связано с понижением мировых цен на нефть.
«Внешнеполитическая ситуация в регионе и в мире также ставит непростые задачи перед Баку. Так, в случае, если ситуация в Нагорном Карабахе будет развиваться по негативному сценарию затянувшегося военного конфликта, это может стать долгосрочным негативным фактором, отвлекающим ресурсы от развития, и отрицательно влиять на инвестиционный климат республики», - подчеркивает эксперт.
Резюмируя, Притчин пишет, что для создания условий долгосрочного развития, привлечения инвестиций в ненефтяной сектор руководству республики предстоит сохранить сбалансированную, неконфликтную внешнюю политику, создать устойчивый, предсказуемый и понятный для инвесторов климат внутри страны, а также работать над повышением уровня образования населения.
Между тем, согласно данным Всемирного экономического форума, свыше 90% азербайджанского экспорта приходится на нефть.
Смежные статьи
- В Азербайджане замминистра налогов предлагает пополнять бюджет за счет казино, а эксперты призывают смириться с низкими ценами на нефть
- Эксперт: В Азербайджане увеличение уровня бедности неминуемо
- Азербайджанский эксперт: Третья девальвация маната в Азербайджане неизбежна и произойдет к осени 2016 года
- ОПЕК прогнозирует снижение добычи нефти в Азербайджане
- Азербайджан замораживает цены на нефть на фоне «свободного падения» банковского сектора