«Голос Армении»: Права человека – высшая ценность или политический товар?
Газета «Голос Армении» в номере от 16 июня пишет: «В Женеве стартовала 32-я сессия Совета ООН по правам человека. Согласно сообщениям, в повестке дня - ситуация с правами человека в Сирии, на Украине, в Турции, Бурунди, Эритрее, Южном Судане и других странах. Арцаха в этом списке нет - словно не было апрельской агрессии Азербайджана, не было убийства 12-летнего ребенка снарядом, упавшим на гражданскую территорию, не было насилия и зверств в отношении мирного населения и публичного глумления над телами погибших. Права человека на территорию Арцаха, надо полагать, не распространяются в силу непризнанности государства. То есть изначально международное сообщество допускает дискриминацию людей исходя из политических соображений.
В выступлениях высоких ооновских чиновников было сказано немало замечательных слов о том, что права человека должны быть в центре внимания при урегулировании конфликтных ситуаций. В частности, федеральный советник федерального департамента по международным делам Швейцарии Дидье Буркхальтер озвучил призыв своей страны к международному сообществу укрепить связи между правами человека, развитием, миром и безопасностью. "Таким образом мы сможем добиться реального прогресса в общем деле предотвращения войн и страданий", - сказал Буркхальтер, который в прошлом году председательствовал в ОБСЕ и занимался карабахским урегулированием.
Справедливости ради отметим, что Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад Аль Хусейн в своем докладе "Ненависть занимает главное место" вскользь коснулся ситуации в регионе Южного Кавказа. По словам иорданского дипломата, его офис получил сведения о нарушениях прав человека в ходе эскалации ситуации по линии соприкосновения ВС Азербайджана и Карабаха, особенно в апреле. Отметив, что на Южном Кавказе права людей все еще нарушаются из-за затяжных конфликтов, он уточнил, что именно находится "в центре их внимания", заявив: "Необходимо приложить усилия для решения проблем насильственно депортированных".
Далее Верховный комиссар ООН сообщил о том, что в его офис поступила информация о нарушениях международного гуманитарного права в апреле. Однако ни слова не было сказано ни об убитом школьнике Вагаршаке Григоряне, ни о пожилых жителях Талиша, ни о расчлененных телах армянских солдат. Зато Аль Хусейн опять-таки призвал не забывать о "проблемах внутренне перемещенных лиц в регионе Южного Кавказа", что невольно наталкивает на мысль о том, что при подготовке доклада он руководствовался исключительно бесчисленными жалобами из Баку по части "1 млн". Подчеркнем вместе с тем, что глава Управления по правам человека ООН предложил помощь "в сборе объективной информации о проблемах в сфере прав человека в затронутых районах".
Между тем, в интервью Tert.am юрист Габриел Балаян сообщил, что из Армении в ООН, СЕ, ОБСЕ после четырехдневной войны отправлялись письма, целью которых было создание механизма международного расследования вокруг апрельской войны. "В нескольких ведомствах были сформированы группы по сбору фактов, которые, принимая во внимание соответствующие международному праву процедуры, пытались подвести итоги произошедшему. Потом, по имеющимся у меня сведениям, работы, проделанные всеми ведомствами, были обобщены в резиденции президента и по дипломатическим каналам доставлены в соответствующие места", - рассказал он. Балаян также подчеркнул, что РА не желает выступать в качестве стороны, представляющей Арцах, однако, поскольку от НКР не будет принято заявление, Армения вынужденно сама взялась за это.
Действительно, сразу после апрельской эскалации армянская сторона в лице как официальных, так и общественных структур, довольно ретиво взялась за работу по установлению фактов: по свежим следам были распространены материалы на апрельской сессии ПАСЕ, а также, как сообщалось в прессе, в ООН и ОБСЕ, чуть позже были направлены соответствующие обращения в Европейский суд по правам человека, ряд исков находится в процессе подготовки. К сожалению, в плане политического урегулирования подобная активность не оказала какого-либо воздействия. Более того, если судить по последним сообщениям, посредники намерены поощрить агрессию Баку, предоставив Алиеву еще более удобный плацдарм для наступления на территорию НКР, в том числе на гражданские объекты, тем самым облегчив Азербайджану задачу терроризировать мирное население. Ничем иным не объяснить твердость и неизменность позиции сопредседателей в плане передачи Баку ряда территорий НКР даже после ужасающих апрельских фактов и без какого-либо учета того, что будет с проживающими на этой земле людьми. Впрочем, тема эта требует отдельного разговора, поэтому вернемся к женевской сессии.
Судя по докладу Аль Хусейна, обращения и документы, посланные армянской стороной, пока особого воздействия на чиновников ООН также не оказали. Можно не сомневаться в том, что Азербайджан также направил поток жалоб в международные инстанции - достаточно вспомнить, что после заявлений армянской стороны о глумлении над телами погибших в Баку задним числом срочно сварганили аналогичные "факты". Если приплюсовать сюда традиционную активность азербайджанской стороны, а также известные методы икорной дипломатии, акцент Аль Хусейна именно на "перемещенных лицах" получает объяснение. В противном случае непонятно, почему в контексте апрельских событий комиссар выделяет застарелую проблему беженцев и ВПЛ, замалчивая очевидные факты нарушений прав человека двухмесячной давности.
Особых иллюзий по поводу того, что управление верховного комиссара по правам человека и Совет по правам человека ООН предметно займутся фактами апрельских событий в Арцахе, у нас нет. Однако это вовсе не означает, что не нужно работать в этом направлении. То, что произошло в Арцахе в плане грубейших нарушений прав человека, крайне необходимо доводить до сведения международной общественности - последовательно, настойчиво, не ограничиваясь разовыми акциями. Тем более что это во многом стало возможно именно в силу нашего многолетнего молчания в данной сфере, причем не только в отношении событий 25-летней и более давности в Сумгаите, Баку, Мараге, но по недавним случаям - с военнопленными, заложниками, летчиками.
Если Верховный комиссар ООН предлагает помощь "в сборе объективной информации о проблемах в сфере прав человека в затронутых районах", этим надо максимально воспользоваться - по горячим следам. Поднять вопрос не только в правовых институтах (иски в ЕСПЧ готовятся), но и потребовать создания специальной миссии ООН и ОБСЕ, которая с соответствующим мандатом направится в Арцах для сбора фактов и объективной информации. При этом не обращая внимания на вой из Баку, где, несомненно, всеми силами попытаются этому воспрепятствовать (вспомним печальный прецедент со Старой Джугой, когда ни один представитель международной организации так и не был допущен в Нахиджеван, где Азербайджан уничтожил выдающиеся памятники армянского наследия).
Если ООН действительно уверена, что права человека должны быть в центре внимания при урегулировании конфликтных ситуаций, то у нее есть прекрасная возможность доказать это в Арцахе. В том числе в контексте насильственно депортированных, среди которых, кстати, немало тех, кто подвергся депортации дважды и даже трижды, в том числе беженцы из Азербайджана. Отказ расследовать произошедшее, мотивируя тем, что речь идет о непризнанной стране, будет означать, повторюсь, только одно: дискриминацию по политическим соображениям. Что само по себе является грубым нарушением прав человека».