Эксперт: В Азербайджане уголовные дела строятся на признаниях, «выбитых» жестокими пытками
С тех пор как пытка стала считаться уголовным преступлением, в Азербайджане по соответствующей статье ни один истязатель не был наказан. Об этом на сайте «Минвал.аз» пишет директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.
В первую очередь, по мнению эксперта, это связано с тем, что законодатели страны никак не могут «принять совет скопировать определение пытки» в том виде, в котором оно общепринято и приводится в статье 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания ООН.
Более того, за пытки опять же никто еще в стране не был осужден. Зейналов подчеркивает, что причина этого, скорее всего, заключается в том, что расследование пыток возложено на прокуратуру.
«Ведь это тот же самый орган, который ответственен за законность следствия и поддержание в суде государственного обвинения. Согласно уголовно-процессуальному законодательству, доказательства (информация и признания), полученные с нарушением закона, в том числе с помощью пыток, должны быть исключены из рассмотрения. А ведь часто именно на таких признаниях у нас и построено все уголовное дело. Заинтересована ли прокуратура торпедировать уголовное дело признанием факта пыток во время следствия? Едва ли», - пишет правозащитник.
В Азербайджане функция Национального механизма по предотвращению пыток с 2009 г. возложена на аппарат Уполномоченного по правам человека (омбудсмена). Изучение ежегодных отчетов этой структуры показывает, какой бывает на деле реакция правоохранительных органов на обращения омбудсмена о пытках. В частности, указанные в жалобе обстоятельства не подтверждаются в силу «отсутствия свидетелей, доказательств нанесения повреждений со стороны лиц, исполняющих должностные обязанности», «несвоевременного проведения судебно-медицинской экспертизы» и т.п.
Далее Зейналов пишет, что бывший председатель Азербайджанского комитета против пыток Эльчин Бехбудов несколько лет назад собрал по полицейским участкам около сотни конкретных жалоб на пытки и представил их в ООН и другие международные структуры. Однако впоследствии все эти люди отказались от своих жалоб, даже те, следы пыток на телах которых были запечатлены на мобильный телефон Бехбудова. Жалоб были сотни, но никто из предполагаемых жертв не обратился в суд против истязаний.
«Сейчас, после “дела МНБ”, эпизодически объявляются предполагаемые жертвы пыток со стороны тех или иных арестованных “чекистов”. Но что-то маловероятно, чтобы арестованных обвинили в чем-то, кроме прослушки телефонов и вымогательства», - подчеркивает Зейналов.
Эксперт напоминает, что на сегодня Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обнаружил нарушение статьи 3 Европейской Конвенции по Правам Человека, гарантирующей право не подвергаться пыткам и жестокому обращению в действиях полиции при аресте в делах ряда граждан Азербайджана, в числе которых талышский правозащитник, оппозиционный журналист Гилал Мамедов, лидер Азербайджанской демократической партии Сардар Джалалоглу, правозащитник и политэмигрант Эмин Гусейнов и др. Отмечается, что в делах известных правозащитников Лейлы и Арифа Юнусовых ЕСПЧ счел жестоким обращением условия содержания и уровень здравоохранения в тюрьме. ЕСПЧ также посчитал жестоким обращением и действия полиции против участвовавших в оппозиционных демонстрациях граждан: Махиры Мурадовой, Сарвана Ризванова, Рамиза Наджафли и Сурайи Тагировой.
Отметим, что ранее информационно-аналитический сайт «EurasiaNet.org» писал о том, что азербайджанские гражданские активисты и оппозиция крайне недовольны работой омбудсмена страны Эльмиры Сулеймановой. В частности, она подверглась критике после того, как ее представители 19 июня навестили молодежных активистов Байрама Мамедова и Гияса Ибрагимова в тюрьме, арестованных после того, как написали на постаменте памятника экс-президенту с раны Гейдару Алиеву фразу «Поздравляем с праздником рабов». Их обвинили в незаконном хранении наркотиков.
Адвокат активистов – Ельчин Садыгов – утверждал, что его подзащитные подвергались насилию в тюрьме, и он сам видел синяки и повреждения на их телах. Однако доктора из офиса омбудсмена после обследования заявили, что «не заметили никаких признаков насилия» на телах активистов. После этого представители Международного комитета Красного Креста также заявили, что на руках и ногах активистов были следы пыток. Омбудсмен Э. Сулейманова так ничего и не сказала по поводу инцидента. По словам Садыгова, она «всегда пыталась скрыть аналогичные случаи пыток».
Отмечалось, что Сулейманова обязана своей работой Гейдару Алиеву, а сейчас ее офис финансируется правительством Азербайджана и политической партией нынешнего президента Ильхама Алиева «Новый Азербайджан».
Смежные статьи
- «EurasiaNet.org»: Азербайджанский омбудсмен скрывает факты пыток заключенных в угоду властям
- Адвокат: В Азербайджане арестованных за граффити на памятнике Гейдару Алиеву активистов пытают с целью выбить признание
- СМИ: В азербайджанской тюрьме запытали до смерти еще двух заключенных
- В Азербайджане призывают освободить подвергающихся пыткам политзаключенных
- Forum 18: Азербайджан отказывается сотрудничать с международными структурами в борьбе против пыток