«Голос Армении»: Миссия Швыдкого, или о чем нам говорить с Бюльбюльоглы?
Газета «Голос Армении» в номере от 12 июля пишет: «Москва вновь вспомнила о народной дипломатии посредством интеллигенции. Подобные идеи возникают в кулуарах российской власти каждые 3-5 лет и сводятся обычно к разовой встрече с обильными застольями, пространными тостами о дружбе народов и слащаво-слезливыми воспоминаниями о том, как славно некогда жили бок о бок два народа. К чему привело 70-летнее лицемерие советского интернационализма в феврале 1988 в Сумгаите, а затем в Баку, говорить при этом не положено. Потому что г-н Бюльбюльоглы может возбудиться и раньше времени возопить о том, что "надо решить конфликт военным путем, если..." В то время как в данном контексте ему отведена роль одного из главных миротворцев вместе с коллегами по Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества (МФГС) - Михаилом Швыдким и Арменом Смбатяном.
Спустя три месяца после апрельских событий, когда в Армении и Арцахе еще не пришли в себя после тяжелых потерь, когда мы вновь пережили потрясение после сообщения Генпрокуратуры НКР о зверствах и пытках над армянскими военнослужащими и глумлении над телами погибших, на фоне царящих в обществе тревожных настроений по поводу возможных негативных развитий в Арцахе Швыдкой появляется в Ереване с миротворческой миссией. И вновь говорит "проникновенные" фразы о том, что, дескать, многое зависит от интеллигенции, что никакие идеи не стоят крови детей, доверительно делится лично-семейными переживаниями относительно своей невестки - полуармянки-полуазербайджанки. Словом, пытается воздействовать на чисто человеческие эмоции и чувства, отмечая при этом, что "сейчас все очень живо, очень больно от последних событий". Но и как бы вскользь бросает фразу о том, что приехал проверить, насколько, мол, армянская сторона в лице интеллигентов готова к диалогу с азербайджанской.
Миротворчество - вещь полезная и необходимая, кто бы спорил. Но, как и любая другая хорошая идея или инициатива, оно может работать при наличии нескольких условий. Например, очень важны атмосфера и персоны - когда и с кем вести диалоги о мире и доверии. В этом контексте надо признать, г-н Швыдкой и те, кто стоит за ним, выбрали крайне неудачное время: вряд ли сейчас армянское общество готово к какому бы то ни было диалогу с азербайджанцами. Если, конечно, речь идет об искреннем, честном и открытом диалоге без замалчивания болезненных тем, а не об очередном междусобойчике с обильными возлияниями и словоизлияниями и фальшивыми тостами за дружбу и "наш общий дом - Кавказ". Мы, кстати, не сомневаемся, что по обе стороны конфликта найдутся работники умственного труда, которые охотно примут участие в такого рода мероприятии. Потом, как обычно, все разбегутся по домам, армяне забудут, а азербайджанцы во главе с главным миротворцем П.Б. по приказу президента Алиева обольют коллег-интеллигентов грязью и вновь заявят о готовности идти с топором и ятаганом на Арцах.
Отсюда главный вопрос: с кем нас призывают вести диалог о миролюбии, миротворчестве и на прочие гуманные и интеллигентные темы. Тут даже вопросительный знак не требуется, настолько все ясно. Армянское общество в понимании МФГС и его спонсоров должно быть готово встречаться с одним из рупоров воинственной агрессии Алиева - послом в РФ Поладом Бюльбюльоглы. 3 апреля, когда в Арцахе его соплеменники совершали зверские преступления, в том числе убийства детей, женщин и престарелых, измывались над их телами, поливали разрушительным огнем гражданские объекты, отрезали головы армянским военнослужащим, расчленяли живых и мертвых, председатель правления Межгосударственного фонда ГУМАНИТАРНОГО сотрудничества стран СНГ не только не призвал остановить кровопролитие, а наоборот, публично заявил о необходимости решения конфликта военным путем. То есть призвал к продолжению насилия и убийств. Сейчас этот же человек вырядился в тогу миротворца и рвется к диалогу с армянской стороной.
Каких еще интеллигентов хотят нам предложить в качестве собеседников? Тех, кто не только не осудил преступление, а затем героизацию, помилование и награждение будапештского палача Сафарова, но и поддержал и участвовал в этом позорном процессе. Тех, кто молчит при ставших для Азербайджана обыденными проявлениях армянофобии и расизма, даже самых абсурдных и антицивилизационных. Тех, кто с готовностью и активно включился в государственную кампанию травли Акрама Айлисли и ни слова не сказал в его защиту даже когда в Азербайджане, как некогда в фашистской Германии, сжигали книги писателя. Как метко заметил один из пользователей соцсети Фейсбук, для начала пусть эти интеллигенты найдут в себе силы для диалога с Айлисли...
Кстати, почему бы г-ну Швыдкому не поехать со своей миссией в первую очередь в Арцах, который является наиболее пострадавшей и страдающей стороной в конфликте? И спросить там: готовы ли родные убитых детей и стариков к диалогу с верноподданными преступного государства и президента, награждающего палачей? Думается, арцахские интеллигенты дали бы Михаилу Ефимовичу самый верный и честный ответ. Наверняка напомнив ему и о провалившейся первой инициативе - в 2007 году, когда за одни сутки представители трех государств - Армении, НКР и Азербайджана побывали в трех столицах. А главное, о той грязи, которая утроенным потоком посыпалась затем на армянские стороны из Баку.
Само по себе миротворчество, повторимся, - необходимая вещь в конфликтах типа карабахского. За четверть века таких инициатив было множество - и не только российских. Но столь же очевидно, что идея за эти годы оказалась полностью дискредитированной и обесцененной цинизмом и фарисейством тех, для кого она стала всего-навсего средством заработать (или отработать) политические дивиденды и деньги. Армянский Арцах, каждый метр которого обильно полит кровью, в каждом доме которого портреты погибших десятилетия назад или вчера, каждая семья которого пережила подлинное горе и проявляет подлинный героизм, не терпит фальши и лицемерия в главном: цене за мир. И давно пора перестать спекулировать на истинной интеллигентности, которая неотделима от нравственности и гуманности и служит исключительно им. Моментально переставая быть таковой, когда начинает прислуживать политике».