Рената Ахундова: В вопросе отрицания Геноцида армян для азербайджанцев вполне нормально считать «врагом» целую этническую или религиозную группу
Через несколько дней после принятия Бундестагом резолюции о Геноциде армян в Османской империи президент Азербайджана Ильхам Алиев с рабочим визитом отправился в Берлин. Незадолго до этого события в Баку он принимал нового премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма. Об этом на сайте независимого азербайджанского интернет-телевидения «Meydan TV» пишет Рената Ахундова.
Согласно автору материала, в заявлении по результатам встречи с новоназначенным премьер-министром Алиев выражал свои сожаления в связи с «допущенной Бундестагом несправедливостью» по отношению к Турции. В качестве президента Азербайджана он заявил, мол «мы, естественно, не можем терпеть этого и не терпим».
«Президент не сказал ничего нового, разве что вновь позволил себе высказаться подчеркнуто резко. Впрочем, в последние годы антизападные высказывания, звучавшие в Азербайджане, как раз и отличались своей кажущейся бескомпромиссностью. Власть не без удовольствия демонстрировала гражданам свою брутальность, по всякому поводу критикуя многих политиков и парламенты самых разных стран ЕС и США. И как раз одним из таких поводов является упоминание армянского геноцида», - пишет Ахундова.
По ее словам, в современном Азербайджане практически все жители, начиная от президента и заканчивая каждым простым обывателем, считают своим долгом поучаствовать в отрицании Геноцида армян. «Ни один из известных интеллектуалов или оппозиционных политиков, заявляющих о себе как о борце с авторитарным режимом и стороннике демократии, не говорит об армянском геноциде без кавычек. И это один из немногих случаев, когда можно наблюдать уверенное единство взглядов у власти, ее оппонентов и у населения в целом», - отмечает автор.
Кроме того, алиевский режим не ограничивается только контролируемой им страной, но стремится руководить диаспорскими сообществами и сетями (в том числе и в Германии), помимо прочего используя их для протестов против признания Геноцида армян, а также для широкой пропаганды своей версии событий, в которой азербайджанцам отводится роль «неизменной жертвы армян».
Так, в начале июня в Баку проходило еще одно знаковое событие - IV Съезд азербайджанцев мира. Алиев, на той же встрече с турецким премьер-министром, не забыл упомянуть, что руководителям азербайджанских диаспорских организаций был дан указ всегда вместе со своими турецкими коллегами проводить совместные антиармянские акции и демонстрации.
«Заявления азербайджанских политиков зачастую еще более резкие, чем те, что можно услышать от политиков турецких. Если в Турции многие интеллектуалы публично называют события начала ХХ века геноцидом, то в Азербайджане подобное представляется невозможным. А любое заявление парламента или президента какой-либо из европейских стран вызывает самую острую реакцию и всплеск антиевропейских сантиментов. Почему в Азербайджане так остро реагируют на факты признания властями многих стран армянского геноцида? По какой причине азербайджанское сообщество, которое никто не винит в этих событиях, гораздо более монолитно в своем стремлении отрицать этот геноцид, чем даже общество турецкое?» - задается вопросами Ахундова.
По ее словам, одна из причин подобного болезненного и солидарного отрицания трагических событий, случившихся в уже давно не существующей империи больше ста лет тому назад очевидна - карабахский конфликт. Армения, как страна, и этнические армяне, как нация (включая и ее диаспорскую часть) воспринимаются в Азербайджане в качестве «врага».
В Азербайджане оправдывают резню армян начала 20 века в Османской империи тем, что армяне в 1915 году якобы были «пятой колонной» и «предателями», а в условиях войны «государство поступило так, как и любое другое на его месте - победило внутреннего врага».
«В этой объяснительной модели важна одна деталь - каждый гражданин Азербайджана считает вполне нормальным, когда критерием определения врага становится этничность и/или религия. Коллективным врагом может стать целая этническая группа, если она того “заслуживает”. Ведь у “них” у всех одни гены и одна кровь. Кровь “пятой колоны”. А значит, в случае необходимости, уничтожение такой группы может быть вполне оправданным», - объясняет автор.
В то же время, по ее словам, когда власть в Азербайджане называет собственную оппозицию «пятой колонной», она часто действует по этой же логике, маргинализируя и лишая ее членов права на место в нации. Отсюда и популярность поисков «неправильных» генов у всех участников политических дискуссий в стране. Власть периодически находит у представителей оппозиции армянские корни. Последние, в свою очередь, не упускают случая найти такие же сомнительные армянские или курдские гены у власть предержащих.
«В ситуации, когда в стране царит политическая атмосфера, далекая от демократии, подобные представления сопровождаются убеждением в том, что политики какой-либо страны просто не могут не руководствоваться вполне прагматичными соображениями. А массмедиа всегда выполняют приказы главы государства и министров. Представителям азербайджанской властной элиты трудно поверить, что в Германии, например, могут существовать независимые медиа. Или депутаты Бундестага могут руководствоваться ценностями, сформулированными в хартии по правам человека. Значит признание геноцида - это заказ. Как и любая другая критика режимов в Турции или Азербайджане», - пишет Ахундова.
Более того, на той же встрече с Йылдырымом Ильхам Алиев не преминул вспомнить, что 12 июня прошлого года парламент Германии принял, как он отметил, «очень несправедливую, подготовленную на лжи, полную оскорблений резолюцию против Азербайджана». «Якобы в Азербайджане нарушаются демократия, права человека и пр. это – ложь. Демократия в Азербайджане развивается. 12 июня было днем открытия Европейских игр. Именно в этот день парламент Германии принял данную резолюцию против Азербайджана. То есть это было сделано, чтобы задеть нас, запятнать, оклеветать», - процитировала автор слова Алиева и подчеркнула, что по такой логике любая критика может быть только «несправедливой».
Резюмируя, Ахундова пишет, что в турецкой и азербайджанской диаспорской среде широко распространены описанные представления. В азербайджанской диаспоре в последние годы все более заметным становится раскол на более многочисленную проправительствую и заметно уступающую ей в численности оппозиционную фракции. Однако отрицание Геноцида армян – это одна из немногих идеологем, вокруг которой наблюдается поразительная сплоченность.
Отметим, 2 июня Бундестаг Германии принял резолюцию, в которой массовые изгнания и убийства армян в Османской империи в годы Первой Мировой войны квалифицируются как геноцид. «Против» резолюции проголосовал лишь один депутат Бундестага, ещё один воздержался. Проект резолюции под названием «Память и воспоминания о геноциде армян и представителей других христианских меньшинств 101 год назад» был внесен в повестку немецкого парламента совместно фракциями ХДС/ХСС, Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и «зеленых». В резолюции содержится призыв к правительству Германии «и далее способствовать широкому общественному обсуждению изгнания и практически полного истребления армян в 1915-16 годах и роли Германской империи в этих событиях». В документе также подчеркивается, что Турция «до сегодняшнего дня отказывается признать, что депортация, преследования и убийства армян носили планомерный характер». Немецкие парламентарии проголосовали в поддержку этой резолюции вопреки сильному политическому давлению Турции. Сразу после принятия резолюции посол Турции в Берлине Хусейн Авни Карслыоглу был отозван на родину для консультаций.
Смежные статьи
- Нижняя палата парламента Франции единогласно приняла поправки в законопроект, криминализирующий отрицание Геноцида армян
- Айк Демоян: Признание Бундестагом Германии Геноцида армян – двойной удар по Азербайджану
- «Al-Monitor»: Признание Германией Геноцида армян вопреки сотрудничеству с Турцией подчеркивает двойные стандарты Израиля
- Профессор: Резолюция Бундестага Германии о Геноциде армян привела к хаосу не только в Турции, но и в Азербайджане
- «Аспарез»: Азербайджан посредством политики «оружие в обмен на нефть» заставляет Израиль отрицать Геноцид армян