СМИ: Власти Азербайджана объявили «облаву» на членов оппозиционного движения «РЕАЛ»
Оснований для заключения под стражу азербайджанского оппозиционера, исполнительного секретаря движения «Республиканская альтернатива» («РЕАЛ») Натига Джафарли нет, а предъявленные ему обвинения лишены правовых оснований. Об этом в интервью «Кавказскому узлу» заявил адвокат оппозиционера Джавад Джавадов.
Отметим, что исполнительный секретарь и соучредитель оппозиционного движения «РЕАЛ» Натиг Джафарли был арестован вечером 12 августа и решением суда был заключен под стражу сроком на 4 месяца. 15 августа адвокат подал апелляционную жалобу на заключение под стражу его подзащитного. Суд должен рассмотреть апелляцию в течение трех дней.
Так, согласно информации, оппозиционеру вменяется незаконное предпринимательство (ст. 192.1 УК Азербайджана): в законодательстве признаками этого преступления являются деятельность без получения необходимой лицензии и получение дохода без становления на учет в налоговых органах.
«Натиг Джафарли никогда не занимался деятельностью, требующей лицензирования. Кроме того, с 2006 года он осуществлял деятельность под идентификационным кодом налогоплательщика, присужденным ему министерством налогов», – сказал адвокат.
Второе обвинение предъявлено по статье о злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия (ст. 308.2 УК Азербайджана). Как пояснил Джавадов, следствие считает, что Джафарли с 2011 года получал индивидуальные гранты, не регистрируя их в Минюсте. «Но, во-первых, до февраля 2014 года закон не требовал регистрации грантов, а после этого периода Натиг Джафарли не получал грантов. Во-вторых, непонятно, о каких “должностных полномочиях” Джафарли идет речь, ведь он даже не был руководителем какой-то организации. Непонятно и то, о каких “тяжких последствиях” речь идет», – продолжил адвокат.
Адвокат уверен, что обвинение по этой статье также неправомерно. «Если даже допустить, что Натиг Джафарли действительно осуществил незаконную деятельность, то, если суммировать все его доходы с 2011 года, сумма в 100 тысяч манатов ($65 тыс.) не собирается. А согласно новой редакции этой статьи, если сумма дохода, извлеченного в результате незаконного предпринимательства, меньше 100 тысяч манатов и обвиняемый привлекается впервые, то он освобождается от уголовной ответственности», - сообщил он.
С доводами защиты Джафарли согласился известный азербайджанский правозащитник Расул Джафаров, который сам ранее подвергался уголовному преследованию. «Те же самые обвинения были ранее выдвинуты мне и другим активистам гражданского общества. На суде они полностью развалились. Если даже Натиг Джафарли не регистрировал гранты, то за это полагается лишь административный штраф. Это зафиксировано и в решении Европейского суда по правам человека по моему делу», – напомнил Джафаров.
По его мнению, политическая мотивация преследования Натига Джафарли очевидна. «Движение “Республиканская альтернатива” выступает против поправок в конституцию, и арест Джафарли в преддверии референдума, видимо, преследуют цели отвлечения внимания организации от агитации», - полагает правозащитник.
Вместе с тем, также в интервью «Кавказскому узлу», адвокат оппозиционера обвинил прокуратуру в нарушении презумпции невиновности своего подзащитного. По его словам, в распространенном Генпрокуратурой сообщении Джафарли представляется как лицо, совершившее действия, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса. «Это недопустимо, потому что в отношении Джафарли нет вступившего в законную силу приговора», - заявил адвокат Джавадов.
Кроме того, по его мнению, в пресс-релизе Генпрокуратуры неслучайно было упомянуто имя заключенного в тюрьму лидера движения «РЕАЛ» Ильгара Мамедова. «Возможно, это связано с нежеланием властей освобождать Мамедова, несмотря на то, что в отношении него есть решение Европейского суда по правам человека о неправомерности ареста. Нельзя исключать и того, что Мамедову также будут выдвинуты новые обвинения. В таком случае, если его освободят во исполнение решения ЕСПЧ по старому обвинению, то он останется под стражей по новым статьям», - полагает Джавадов.
В свою очередь в интервью «Эхо Кавказа» журналист Ниджат Меликов также отметил, что данный процесс может быть направлен конкретно против Ильгара Мамедова. «Мамедов уже отсидел половину срока – 3 года 6 месяцев – за выдуманные исмаиллинские события, и ему хотят, по-моему, “присобачить” какую-то новую статью. Это говорит само за себя, именно от каких сил власти ждут каких-то сюрпризов, в том смысле, что политическая действительность может измениться», - отметил Меликов.
Более того, он отметил, что в обвинительном акте ссылка на финансовые факторы – гранты и т.д. – вызывает смех. «Потому что с этими западными грантами связано немалое количество депутатов, которых я могу перечислить», - почеркнул эксперт.
Между тем, по сообщению «Кавказского узла», вечером 15 августа в Баку были задержаны еще двое активистов движения «Республиканская альтернатива» - Эльшан Гасымов и Тогрул Исмаил. Они оба являются полномочными представителями инициативной группы «РЕАЛ» на референдуме по поправкам в конституцию страны.
«Оба молодых человека являются полномочными представителями в ЦИК инициативной группы “Республиканская альтернатива”. Эта наша группа сейчас собирает 45 тысяч подписей избирателей, чтобы зарегистрировать агитационную группу для ведения агитации против поправок в конституцию, которые мы считаем антидемократическими», - заявил Гасымлы.
Тем временем, азербайджанское информагентство «Туран» сообщает, что 15 августа был задержан и доставлен в 27-е отделение Ясамальской полиции глава Института общественной политики, бывший политзаключенный Бахтияр Гаджиев.
В беседе по телефону с корреспондентом «Туран» Гаджиев отметил, что 14 августа его автомобиль был остановлен и увезен на штрафную площадку, при этом сотрудник полиции оскорбил активиста. На следующий день Гаджиев вновь столкнулся с этим сотрудником дорожной полиции перед Госкомстатом. На вопрос Гаджиева, почему тот необоснованно забрал его автомашину, полицейский набросился на него, ударил кулаком, оскорбил и порвал рубашку. После этого активист позвонил в службу 102 МВД и пожаловался на действия полицейского. «Однако вместо этого приехал наряд пост-патрульной службы и забрал меня. В 27-м отделении тот же полицейский вновь бросился на меня кулаками, стал оскорблять», – сказал Гаджиев.
Агентство напоминает, что Бахтияр Гаджиев ранее подвергался уголовному преследованию за общественно-политическую и гражданскую активность. Он был осужден по сфальсифицированным обвинениям в уклонении от воинской службы и осужден на 3 года за уклонение от службы в армии. Международные организации признали его «узником совести».
Смежные статьи
- Власти Азербайджана начали новую волну репрессий, чтобы запугать население в канун конституционного референдума
- В Азербайджане началась облава на оппозицию, борющуюся против поправок в конституцию
- Оппозиция в Азербайджане призывает граждан бороться против принятия антидемократических поправок в Конституцию
- Оппозиция Азербайджана: Изменения в Конституцию сделают законной монархическую систему и бесконечное правление семьи Алиевых