«Голос Армении»: Как армяне вновь все испортили Алиеву
Газета «Голос Армении» в номере от 3 сентября пишет: «К Шахматной олимпиаде, стартовавшей 2 сентября, в Азербайджане готовились, естественно, долго и тщательно. В том числе и стремясь вновь продемонстрировать пресловутую "толерантность" в отношении даже армян и тем самым сгладить впечатление от обратного: ежедневных проявлений ненависти и нетерпимости. Очень надеялись, что Армения повторит свою ошибку (участие в Европейских играх) и примет участие в Олимпиаде. Еще больше надеялись на приезд самого известного в мире спортсмена, имя которого так или иначе связано с Баку, Гарри Каспарова. Усиленно делая вид, что забыли, при каких обстоятельствах сами же изгнали 13-го чемпиона мира, который многими специалистами признается сильнейшим шахматистом всех времен.
Судя по всему, в Баку долго и натужно думали о том, как объяснить отсутствие Каспарова, которому, казалось, сам Бог велел приехать по такому случаю в город своего детства. И наконец придумали: директор операционного комитета Шахматной олимпиады Махир Мамедов объявил, что, дескать, Гарри Каспаров не сможет приехать в Азербайджан из-за санкций ФИДЕ. По словам Мамедова, "комиссия по этике отстранила его от любой деятельности, связанной с ФИДЕ, на два года. Комиссия установила факт коррупции в действиях Каспарова, связанных с выборами президента ФИДЕ, которые прошли в 2014 году и завершились победой Кирсана Илюмжинова". Показательно, что, сообщая об этом, сайт хаккин.аз не преминул косвенно указать на истинную причину того, почему Каспаров "не сможет" приехать, характеризуя его как "уроженца Баку, армянина".
История с выборами, по сути дела, дала организаторам Олимпиады спасительную соломинку для более или менее вразумительного объяснения отсутствия Каспарова. Потому что решение о проведении соревнований в столице Азербайджана было принято еще в сентябре 2012-го, когда ни о каких санкциях ФИДЕ и речи не было. И практически сразу азербайджанские чиновники пошли на лицемерный и далеко просчитанный шаг: предложили шахматисту войти в состав оргкомитета Олимпиады-2016. Однако Гарри Каспаров отказался. Более того, на протяжении прошедших четырех лет он несколько раз опосредованно давал четкие объяснения относительно своего отказа. Те самые объяснения, о которых так не хочется вспоминать бакинским функционерам.
Например, о том, как гордость Баку и любимец Гейдара Алиева, тогда еще Гарик Каспаров, с семьей вынужден был спасаться бегством из родного города, где ему угрожала жестокая смерть, как и сотням тысяч других армян. И как для спасения чемпиона от беснующейся толпы в январе 1990-го в Москве был создан специальный штаб во главе с председателем Шахматной федерации СССР. Впоследствии Гарри вспоминал: "Правительство разрешило послать в Баку специальный самолет, и 17 января 1990 года мы, бросив свои квартиры и почти все вещи, навсегда покинули родные края". Такое вряд ли возможно забыть - даже при условии гарантий безопасности, обещанных самим Ильхамом Алиевым, более всего прославившимся в последнее время как покровитель убийц армян.
В последние годы Каспаров неоднократно обращался в различных интервью к теме погромов армян в Баку, давая при этом четкие и однозначные оценки, в том числе относительно запланированности и организованности погромов. А в дни 100-летия Геноцида армян он провел четкие параллели между трагедией начала века и событиями 1988-1990-х в Баку, оставив 24 апреля 2015 года в микроблоге в Твиттер следующую запись: "Как при любом большом злодеянии, с этим сложно встретиться лицом к лицу, но это нужно сделать. Злодеяние нарастет, если ему не противиться, и нам нужно проявить смелость, чтобы назвать злодеяние своим именем, особенно если это касается событий, которые стали праматерью геноцидов ХХ века. Я и моя семья, сотни тысяч других вынуждены были в 1990-х годах бежать от погромов в Баку. Никогда не думайте, что злодеяния бывают только в далеком прошлом".
В 2012 году, когда еще не было принято решение о проведении Олимпиады в Баку, отвечая в интервью сайту azerisport на вопрос о возможности своего приезда в город детства, Каспаров сказал: "... Говорить об этом не имеет смысла. Пока есть конфликт, мой приезд в Баку невозможен". Ранее в другом интервью он более конкретно назвал причину: "Психологическая травма была ужасна – эта мысль еще причиняет боль".
Так что, как бы ни изощрялись в лицемерии азербайджанские чиновники, реальная причина категорического отказа Гарри Каспарова посетить Баку отнюдь не во взаимоотношениях шахматиста с ФИДЕ. Истинные причины кроются и в прошлом - в случае Каспарова, и в настоящем - в случае со сборной Армении, и в целом - в политике геноцида, ненависти, вражды и абсолютной нетерпимости к армянам, которая была и остается краеугольным камнем самого существования государства Азербайджан. И как бы ни хотелось Алиеву устроить у себя "праздник толерантности", помпезно принимая не только армянских шахматистов, но и самого известного в мире уроженца Баку, армяне, надо признать, снова все ему испортили...».