Свидетель погромов армян в Азербайджане: В 1988 году в Сумгаите убивали армян, но досталось и русским
В Азербайджане еще до распада СССР некоторые местные, особенно «большие начальники», считали русских людьми «второго сорта» и не давали, например, повышения по службе. Об этом в интервью российскому сайту «Газета.Ru» заявил 66-летний Григорий Павлов, до начала 90-х гг. проживавший в Баку.
В материале приводятся истории трех людей разных поколений, которые долгое время проживали в Азербайджане.
Так, в интервью сайту Григорий Павлов рассказал, что после службы в советской армии вернулся в Баку, где поступил на работу в милицию, а также поступил на заочное отделение Бакинского института нефти и газа. «Однако окончить я его не смог. Тогда несколько изменилась политика самого вуза. Если раньше там действовал принцип “Можешь – учись, не можешь – плати”, то есть никуда не годный студент мог сдать все экзамены за определенные пожертвования руководству института, то в мои годы начал действовать принцип “Хочешь не хочешь, а плати”. Думаю, не надо объяснять, что это значит», – рассказал он. Но по словам Павлова, основная причина его ухода была не в этом. Причиной он назвал погромы армян и начало карабахского конфликта.
«Тогда, в 1988-м, из Сумгаита побежали армяне, но досталось и русским: кто-то прятал у себя армянские семьи и за это поплатился жизнью, кого-то убили “за компанию”. Мы, милиционеры, просто не успевали реагировать на все преступления в Сумгаите (нас туда прислали на усиление). Помню, бывало так: выезжаем на убийство, а на дороге лежит уже другой труп, который появился только что», – рассказал он.
По его словам, в Баку их квартира располагалась в небезопасном месте и при случае любой мог проникнуть в их жилище. Так, он с супругой вскоре переселился в Москву. В Баку он вернулся в 1990 году с целью продать квартиру и вывезти оттуда мать. Как он отметил, со вторым проблем не возникло, а что касается продажи, то покупатель попытался его просто-напросто обмануть, не заплатив денег. «Но он не учел, что я хорошо понимаю по-азербайджански, и фокус у него не удался. Вообще, многие бакинцы (причем все: азербайджанцы, русские, армяне само собой) зачастую продавали жилье за бесценок, а кто-то был вынужден его и бросить», – сказал Павлов.
Кроме этого, он рассказал, что недавно приезжал в Баку, и у него были две стычки с так называемыми современными жителями города, которых «настоящие бакинцы» не любят, поскольку они «позволяют себе разбрасывать мусор на улицах и вообще не блещут своим воспитанием и поведением». Так, во время его визита в Баку, один человек позволил себе не уступить место старику в метро, а компания других оскорбила его знакомых русских женщин. «Впрочем, когда я стал ругаться с хулиганами по-азербайджански, эти люди отступали», – сказал он.
Другой свидетель – 35-летний Андрей Рудой рассказал, что, когда начались погромы армян в Баку в январе 1990 года, он был еще учеником начальных классов. «Я про них мало что помню, но уже после них бабушка мне рассказывала, как вламывались к ее знакомым армянам, выбрасывали их вещи из окон и выгоняли их силой на улицу. Как сама она и ее знакомые неазербайджанцы собрались все в одной квартире, где была прочная дверь, и сидели там при выключенном свете, как подпольщики. Про убитых мне не говорили, но они наверняка были, это я тоже потом только понял», – поделился своими воспоминаниями Рудой.
Когда в Баку ввели чрезвычайное положение, люди старались не выходить из дома без крайней необходимости, а по телевидению, как он подчеркнул, нагнетали обстановку. «У нас соседи были почти все азербайджанцы, но никто никому особо не мешал, главное, чтобы ты не был армянином. В тот момент в классе со мной учились несколько армян, и все они быстро уехали», – продолжил он.
Далее он отметил, что карабахский конфликт сопровождался борьбой за власть в Азербайджане. «Началась череда не то госпереворотов, не то еще не пойми чего. На улицах Баку постреливали. Свет в доме отключали постоянно, были перебои с отоплением, а вот еды нашей семье в целом хватало, хотя тогда родители работали не на особо денежных местах. Война очень ощущалась в столице, хотя линия фронта пролегала далеко от нее», – добавил он.
Кроме того, по его словам, переселившихся из Армении азербайджанцев, которых в Баку называют «еразами», в стране не любили.
«Дескать, самим жрать нечего, а тут еще вы приехали», – подчеркнул Рудой.
«Местные стали ощутимо притеснять русских: могли не брать на работу, например. Нашу семью считали скорее евреями, чем русскими, кем мы, собственно, и были по национальности. К нам, как ни странно, отношение было чуть более лояльное», – сказал он и добавил, что сразу после окончания школы он вместе со своей семьей переехал в Израиль, так как в Азербайджане ситуации была тяжела, подавляющее большинство людей в стране жили крайне бедно.
В то же время, 15-летний Виталий Крылов, проживающий ныне в Азербайджане, в интервью сайту заявил, что серьезной проблемой в стране является коррупция и связанная с ней безработица.
«Дело в том, что при устройстве на работу за любое более или менее приличное место надо еще заплатить круглую сумму, причем самому работодателю. И схожая ситуация в других сферах жизни. Например, в стране официально есть бесплатная медицина. Допустим, ты пришел на рядовую проверку в поликлинику или в военкомат для постановки на учет. Теоретически все это бесплатно, но потом после процедуры врач вам обязательно скажет, что ему надо сказать “спасибо”. Средняя ставка – 50 манатов. Такое везде: хочешь получить водительские права – плати взятку, хочешь учиться в нормальной школе – плати взятку и так далее», – рассказал Крылов.
Более того, он рассказал, что бакинцы, по крайней мере его знакомые, особо не стремятся служить в армии. «Не очень хотят местные и “отбивать захваченные территории”, то есть Карабах. Конечно, добровольцы есть, но подавляющее большинство бакинцев понимают, что это все политическая игра, и не хочется быть в ней пешкой», – подчеркнул он.
«Вообще антиармянская пропаганда очень сильна, в нашей школе она с первого класса. В школьных актовых залах показывают антиармянские фильмы, читают стихи, посвященные “трауру по замученным армянами азербайджанцам”. После событий 1990-х годов армяне открыто в Баку не живут. Это не значит, что их нет вовсе, – есть. Но все они сменили фамилии на неармянские, и, конечно, никто открыто по-армянски не говорит. Армян в городе просто ненавидят», – продолжил Крылов.
Также, по его словам, среди бакинцев популярны мейханы (народные музыкальные произведения) в текстах которых звучат либо сюжеты про воров, либо про наркотики.
«В целом же я хочу после окончания школы уехать в Россию и поступить там в вуз. Там сейчас гораздо больше перспектив, а в Азербайджане идет затяжной экономический кризис, и сомневаюсь, что ситуация в скором времени улучшится», – заключил он.
Смежные статьи
- Погромы армян в Баку: «Это был настоящий концлагерь…»
- Погромы армян в Баку. Страшные свидетельства к 25-й годовщине трагедии
- В Азербайджане призывают к русским погромам
- «Большой Кавказ» рассказал о расизме по-азербайджански
- В Азербайджане предлагают выселить «еразов» из Баку