Правозащитники: В Азербайджане каждый, кто занимается политикой, – в опасности, а блоггеров сажают за подброшенные наркотики
Бакинский апелляционный суд при вынесении решения по жалобе на содержание под стражей активиста движения «НИДА» Байрама Мамедова не учел доводы защиты о необоснованном затягивании следствия. Как сообщает «Кавказский узел», об этом заявил адвокат обвиняемого.
Отмечается, что 14 сентября в Бакинском апелляционном суде под председательством судьи Мирпаши Гусейнова состоялось рассмотрение жалобы на продление меры пресечения Байрамову.
«Апелляционный суд провел формальное разбирательство. Наши доводы о необоснованном затягивании следствия и нарушении права Мамедова на свободу и личную неприкосновенность, гарантированное Европейской конвенцией прав человека, остались не услышанными», – в интервью «Кавказскому узлу» заявил адвокат Мамедова Эльчин Садыгов.
По его словам, суд даже не поинтересовался у следственного органа, почему элементарные следственные мероприятия – проведение очной ставки Мамедова с оперативниками и понятыми – до сих пор не были проведены, хотя Мамедов с мая содержится в СИЗО.
Адвокат заявил, что защита будет оспаривать нарушение прав Мамедова в Европейском суде по правам человека. «Конечно, восстановление прав Мамедова Страсбургским судом – дело отдаленной перспективы. Но зато человек получит юридическую реабилитацию и материальную компенсацию», – заметил защитник.
Кроме того, также по сообщению «Кавказского узла», секретарю азербайджанского оппозиционного движения «Республиканская альтернатива» (РЕАЛ) Натигу Джафарли после его освобождения из-под стражи вернули только часть изъятых у него документов и личных вещей. Как сообщил оппозиционер, следствие не отдало его удостоверение личности, компьютер и украшения супруги.
По словам оппозиционера, в 2014-2015 годы его 20 раз вызывали по инкриминируемым ему фактам. «В итоге ничего не нашли и применили штраф в 400 манатов (250 долларов), якобы, за невыплату налогов. Я заплатил этот штраф, с меня даже сняли запрет на выезд из страны. И вот теперь вновь начали уголовное дело. Это, конечно же, связано с активной деятельностью “РЕАЛ”, моей личной позицией, моими критическими выступлениями о политике властей», – сказал Джафарли.
Он также отметил, что остается угроза его повторного ареста. «Уголовное дело не закрыто. Через несколько месяцев будет суд, результаты которого сложно прогнозировать», – заявил Джафарли, подчеркнув, что продолжит политическую деятельность.
Между тем, азербайджанское информационное агентство «Туран» пишет, что адвокат Эльчин Садыгов уже два года не может добиться снятия ареста с его банковского счета. Арест был наложен в рамках уголовного дела против американского НПО, которое велось Следственным управлением по тяжким преступлениям Генеральной прокуратуры. Арест счета Садыгова был наложен по представлению этого управления.
«Я, как адвокат, защищал права американского НПО “IREX”, именно за это арестовали мой счет. Вместе со моим счетом арестовали и счет моего коллеги, адвоката Халида Багирова», – сказал Садыгов.
Согласно информации, адвокат несколько раз обращался в прокуратуру с требованием снять арест, однако все требования были проигнорированы. Последнее ходатайство было подано в июле этого года, а отрицательный ответ адвокат получил только на днях.
Вместе с тем, бакинское бюро Радио «Свобода» пишет, что с 14-го сентября начался визит в Азербайджан спецдокладчика ООН по правам человека Мишеля Форста, а в Комиссии Конгресса США по правам человека начинаются слушания по Азербайджану.
Отмечается, что по словам правозащитницы Арзу Абдуллаевой, улучшение в Азербайджане ситуации с правами человека зависит от желания властей. «Самое большое нарушение – это вопрос безопасности, поскольку каждый гражданин, занимающийся политикой, чувствует себя в опасности. То есть он может быть арестован, подвержен преследованию. Это большая проблема, которая должна быть устранена», – сказала она в интервью сайту.
Она подчеркнула, что азербайджанские политики и общественные активисты окажутся в опасности, если поднимут свой голос против проводимой властями политики или же выступят с критикой.
В свою очередь, правозащитник Аваз Гасанов заявил, что международная общественность не проявляет серьезного внимания на действия властей Азербайджана, и это прослеживается по реакции на запланированный властями Азербайджана референдум. Он также подчеркнул, что в стране серьезно ограничена свобода собраний, нарушаются имущественные права, а также права граждан в судах. Более того, нарушаются права граждан и на свободу вероисповедания.
Правозащитник Октай Гюлалыев же уверен, что власти Азербайджана должны сделать выводы из сигналов международного сообщества.
«Трудно найти в Азербайджане такую область, где бы права человека и другие права и свободы не нарушались. В наибольшей степени нарушаются свобода слова, выражения, собраний, свободного высказывания и другие права. Естественно, что сюда входит нарушение имущественных прав и прочее», – отметил Гюлалыев.
Он добавил, что в настоящее время число политзаключенных в Азербайджане превышает 100 человек, и оказываемое на свободную прессу давление, вывод из строя независимых СМИ, репрессии в отношении инакомыслящих, их арест, преследование – вопросы, относящиеся именно к этому аспекту.
Бакинское бюро Радио «Свобода» также сообщает, что международный день блогера в Азербайджане «отмечается» без оптимизма. 4 июня 2013 года президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал закон об ужесточающих поправках, внесенных 14 мая парламентом страны в Уголовный кодекс. С этого момента меры уголовного наказания за клевету и оскорбления стали распространяться не только на печатные и электронные СМИ, но также на Интернет.
Отмечается, что с тех пор наказание за диффамацию стало применяться и к участникам социальных сетей. Примечательно, что в этом году так и не был принят закон «О диффамации», в котором были бы четко (в соответствии с требованиями Венецианской Комиссии) регламентированы правовые нормы, которые не позволили бы исполнительной власти принимать волюнтаристские решения о виновности журналиста. Подчеркивается, что причина - желание центральной Исполнительной власти сохранить тотальный контроль над средствами массовой информации.
Со временем, чтобы «не портить отчетность» (по количеству арестованных журналистов и блоггеров Азербайджан неизменно входил в десятку худших в мире), журналистов и блоггеров перестали наказывать за диффамацию. В отношении их начали фабриковать уголовные дела по обвинению в хранении и употреблении наркотиков, хулиганстве и т.д. Помимо политического давления, критически настроенные журналисты и блогеры сталкиваются с угрозами, шантажом и физической расправой. Нападавшие, как правило, уходят безнаказанными.
Как указывается в статье, политическая власть в Азербайджане традиционно прибегает к «примерным наказаниям» журналистов и блоггеров – применяет к ним неадекватно тяжелые правовые меры, чтобы прочим коллегам было неповадно выставлять на общественное обозрение грубые нарушения прав граждан и тотальный грабеж населения.
Смежные статьи
- СМИ: Власти Азербайджана объявили «облаву» на членов оппозиционного движения «РЕАЛ»
- Власти Азербайджана начали новую волну репрессий, чтобы запугать население в канун конституционного референдума
- В Азербайджане экспертиза не выявила наркозависимости у активистов, арестованных за надписи на памятнике Гейдару Алиеву
- «Global Journalist»: Азербайджан является одной из самых жестоких стран для независимых журналистов
- Human Rights Watch призвала власти Азербайджана снять сфабрикованные обвинения с активистов, разрисовавших памятник Гейдара Алиева
- Американский блогер: Азербайджан, пропагандируя образ жертвы, использует фальсификации