Фильм о Нагорном Карабахе «Если все» стал одним из самых выдающихся на Уральском кинофестивале
Снятый режиссером Натальей Беляускене фильм о Нагорном Карабахе «Если все» стал одним из самых выдающихся на Первом Уральском открытом фестивале российского кино. Об этом пишет газета «Уральский рабочий».
«Лента, без преувеличения, гениальная. Не случайно она получила восемь наград на престижных национальных и международных кинофорумах – в Ереване, Москве, Бухаресте и Пекине», – говорится в материале.
Российский журналист, кино- и театральный критик Михаил Кичин так отозвался о фильме, представленном в программе Московского международного кинофестиваля: «В мир, который весь пронизан настороженностью, враждой и предчувствием беды, армянская картина рискнула прийти с открытой душой и дружески протянутой рукой. И тем пробуждает в зрителях чувства, где щемящая ностальгия смешана с надеждой».
«Завязка действия – романтическая и загадочная. В Ереван из Саратова в наши дни приезжает юная и прекрасная девушка Саша (Екатерина Шитова), дочь русского и армянки. Ее родителей уже нет на свете: мать погибла во время страшной Сумгаитской резни в феврале 1988 года. Отец, мстя за убитую жену, вступил в ряды Карабахского движения и погиб в бою. Саша, после долгих поисков, сумела найти адрес армянского полевого командира Гургена, участника той ужасной войны, под началом которого служил ее отец. Цель приезда девушки – посетить могилу отца и посадить на ней русскую березку… Суровый неразговорчивый Гурген (Микаел Погосян) первоначально вроде бы и не рад визиту девушки – но вскоре мы узнаем, что за его внешней неприветливостью скрывается огромная личная драма.
В том бою, который стоил жизни отцу Саши, погибли многие бойцы отряда, в том числе совсем молодые, – и командир переживает свою личную вину за это как тяжкий крест… Впрочем, об отказе не может быть и речи – Гурген даже крадет автомобиль, принадлежащий каким-то крутым парням, чтобы помочь девушке добраться до места. К нему присоединяются еще два бойца того отряда - добродушный и хлебосольный пасечник Арч (буквально – Медведь), роль которого исполняет актер и автор саундтрека к фильму Ваагн Симонян, и артист местного кукольного театра Деро по прозвищу «Мультик» (Мгер Левонян).
Вся эта колоритная и оживленная компания везет Сашу в Нагорный Карабах — но им предстоит преодолеть еще одно, самое тяжелое препятствие: могила Сашиного отца осталась на территории, контролируемой Азербайджаном. Фактически друзья затеяли мероприятие невозможное, более того – грозящее смертью, но… «Если все китайцы одновременно прыгнут – сместится земная ось, а что будет, если прыгнут все армяне?» — шутят герои (именно эта шутка дала название фильму). Для этих веселых, жизнерадостных и при этом опаленных смертью людей нет преград, да и память об убитом друге заставляет их вновь рискнуть собой… Но это – внешняя сторона действия, за которой скрывается нечто гораздо более важное и грандиозное», – говорится в материале.
Отмечается также, что в картине во всей своей неповторимости живет грандиозный неистребимый дух и менталитет армянского народа, составляя главное ее смысловое содержание.
«Вот праздник Вардавар (Преображение), в который все должны… обливать друг друга водой - чтобы год был счастливым. Вот непременные танцы в сопровождении дудука — древнейшего духового инструмента, выдолбленного из ствола абрикоса. Вот дохристианский обычай принесения в жертву быка: его украшают цветами, ему на рога нанизывают плоды граната – а убить его необходимо одним ударом тяжелого молота в основание черепа… Вот традиционное кавказское застолье, превращающееся в настоящее священнодействие — с чудесами кулинарии и обязательным возлиянием крепчайшей водки из ягод шелковицы. Вот характерная суперэмоциональная армянская манера разговора – с переходом речи на фальцет, с яростным жестикулированием… И тут же – своеобразный юмор, буквально пронизывающий общение: именно поэтому лента, несмотря на трагическую сюжетную основу, поразительно жизнерадостна, местами даже комедийна. Войны на экране нет вообще, она живет только в воспоминаниях ее участников…
И еще – концептуально важная сцена в храме, где Гурген – единственный раз за весь фильм – изливает трагедию своей души перед старым мудрым настоятелем (Карен Джангирян). Вот здесь поистине живет душа Армении: строгая архитектура, гармонично вписанная в красоты природы; аскетичное убранство, ни икон, ни росписей – только хачкары, каменные кресты на стелах… Именно здесь герои картины обретают мужество для последнего, смертельно опасного броска через границу; именно здесь они начинают воспринимать Сашу как собственную дочь.
И кульминация фильма – сцена на могиле отца Саши. Внезапно она и Гурген слышат голос: «Стойте, кто вы такие?». И – направленный на них ствол ружья. Но это не пограничник, а старый пастух в характерной высокой каракулевой папахе (национальный головной убор азербайджанцев). «Чья это могила?» – спрашивает старик. «Солдата», – отвечает Гурген, а Саша рассказывает свою драматическую историю. И тогда старый азербайджанец упавшим голосом сообщает: «А мой сын тогда подорвался на мине — ему было всего 10 лет… Вот ему кто на могиле березку посадит? Будь проклята эта война». И Гурген — человек, воевавший «по ту сторону» — спрашивает у азербайджанца, где могила его сына; и он с Сашей посадит на ней дерево. Это настоящий катарсис: в фильме, снятом в Армении, нет даже намека на неприязнь к азербайджанцам», – указывается в материале.
«Дух народа вечен, как и эта фантастическая в своей завораживающей красоте страна, и их не сумеют сломить никакие катаклизмы – ни кровь, ни пожары, ни безумие ненависти…» – резюмирует автор статьи.
Смежные статьи
- В Москве вручили премию «Ника». В числе номинантов был и фильм о Карабахской войне «Если все...»
- Номинант на премию «Оскар» – фильм «Если все…» – получил очередную награду в США
- IWPR: Азербайджан разгневан тем, что на премию «Оскар» номинируют фильм о карабахской войне «Если все…»