Представители органов правопорядка Азербайджана широко применяют пытки и другие формы издевательств в отношении граждан
Азербайджанское общество приучено к тому, что избиения и пытки подследственных в полиции – обычное и неподсудное дело. Как может быть иначе, если в местной и зарубежной прессе много публикаций о пытках и избиениях в следственных органах Азербайджана и нет сообщений об осуждении палачей? Об этом пишет сайт бакинского бюро Радио «Свобода», приводя в пример несколько случаев применения пыток, зафиксированных в СМИ только за этот год.
Так, адвокат главного редактора новостного сайта «Джам.аз» Фикрета Фарамазоглу недавно заявил в суде, что его подзащитный дал признательные показания под пытками. Фарамазоглу обвиняется в шантаже и вымогательстве денег.
Напоминается также, что ранее в ходе судебного процесса над верующими мусульманами из поселка Нардаран свидетели рассказывали, что верующих после задержания повалили на пол в наручниках и топтали. Нескольким задержанным сняли брюки, оскорбляли, потом их до утра держали в холодном месте. «Не позволяли даже справлять нужду, подвергали пыткам... Через тела людей пропускали электроток, угрожали арестами родителей, если не дадут показаний против богослова Талеха Багирзаде», - рассказал адвокат лидера азербайджанских шиитов, главы движения «Мусульманское единство» Талеха Багирзаде Ялчин Иманов.
Свидетель Сахил Рзаев, приговоренный к 6,5 годам лишения свободы по тому же делу, в ходе судебного заседания также заявил о пытках.
Арестованный же в мае этого года за нанесение граффити на постамент памятника отцу президента Азербайджана Ильхама Алиева Гейдару Алиеву активист Гияс Ибрагимов также заявлял о применении в отношении него жестоких пыток со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Пытали также активиста оппозиционного молодежного движения «НИДА» Эльгиза Гахраманова, обвиненного в хранении наркотиков. Согласно официальной версии следствия, Гахраманов дал признательные показания по делу, при этом сам активист настаивает на том, что эти показания у него выбили в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД. По словам адвоката обвиняемого Немата Керимли, врач и представители аппарата омбудсмена Азербайджана дважды посещали Гахраманова в СИЗО, но отказались фиксировать наличие на его теле следов насилия.
Так, в материале подчеркивается, что в Азербайджане бесчеловечное отношение и применение пыток широко распространено, в особенности в правоохранительных органах. Основной проблемой является то, что лицо, находящееся в заключении и к которому применены пытки, не может доказать факт применения пыток по той причине, что его вовремя не направляют на экспертизу, а если даже отправят, то экспертные органы дают то заключение, которое от них требуют.
По словам подвергшимся пыткам в органах полиции, к ним применялись истязания в основном для того, чтобы получить признательные показания.
«Многие заключенные, дав признательные показания в правоохранительных органах, отказывались от своих показаний в судах. Отказ от показаний они обосновывали тем, что признавались в несовершенных преступлениях, потому как не могли выдерживать тот арсенал пыток, который к ним применялся. Но, к сожалению, суды ни в одном случае не расследовали эти факты, ни разу не дали правовую оценку таким показаниям и не пытались выяснить, почему заключенный в ходе следствия и судебного разбирательства дает разные показания», - подчеркивается в материале Радио «Свобода».
Кроме того, отмечается, что помимо физических пыток, к задержанным применяются пытки психологического характера, к примеру, запугивание тем, что в соседнюю комнату приведут семью задержанного (супругу, сестру, дочь и т.д.), различного рода оскорбления, издевательства, отказ в воде и еде, постоянно включенный электрический свет в камере заключенного, ужасные санитарные условия, отсутствие медицинского обследования и лечения. Ненадлежащие тюремные условия также подпадают под статью 3 Конвенции.
«Безнаказанность сотрудников правоохранительных органов ведет к тому, что применение пыток стало одним из рычагов давления и нарушения прав человека и основных свобод», - заявила в интервью сайту адвокат Самира Агаева.
Смежные статьи
- Зампред движения «Мусульманское единство»: За все страдания, принесенные Ильхамом Алиевым народу, его участь будет хуже, чем у Каддафи
- Эксперт: В Азербайджане уголовные дела строятся на признаниях, «выбитых» жестокими пытками
- «EurasiaNet.org»: Азербайджанский омбудсмен скрывает факты пыток заключенных в угоду властям
- Адвокат: В Азербайджане арестованных за граффити на памятнике Гейдару Алиеву активистов пытают с целью выбить признание
- СМИ: В азербайджанской тюрьме запытали до смерти еще двух заключенных
- В Азербайджане призывают освободить подвергающихся пыткам политзаключенных