«Голос Армении»: С чистого листа
Газета «Голос Армении» в номере от 13 октября пишет: «Я верю, что новому правительству будет под силу то, что до него не смогло сделать ни одно другое, заявил президент Армении Серж Саргсян, выступая 6 октября на первом заседании нового правительства в полном составе.
"Переход к парламентской форме меняет не только модель государственного правления, но и в первую очередь коллективное мышление и отношения. Возможно, общество не до конца осознает, в каких масштабах изменит нашу жизнь переход к новой модели. Вам выпало стать пионерами этого переходного периода. И я верю в ваши силы, верю, что этот состав правительства может сделать то, что не удалось прежним. В этой работе другие государственные ведомства будут шагать вместе с правительством. Но движущей силой перемен должна стать именно исполнительная власть", - подчеркнул президент.
В тот же день на том же заседании новому правительству удалось сделать то, чего не могли сделать (или не хотели) предшественники, - губернатор Сюника Сурик Хачатрян был отправлен в отставку. Сейчас не будем напоминать о скандальных историях, связанных с именем Хачатряна, не будем давать оценок деятельности Хачатряна на губернаторском поприще. Лишь отметим, что так или иначе Сурик Хачатрян врезался в общественное сознание как символ современного феодального мышления и произвола, непотопляемости и неприкосновенности отдельных персон во властных структурах. Проще говоря, Сурик Хачатрян за долгие годы пребывания на данной должности заработал, прямо скажем, весьма сомнительную репутацию. Причем не только для себя, но и для власти в целом. Соответственно, уход Сурика Хачатряна тоже символичен.
Впрочем, эта отставка, да и некоторые предыдущие кадровые решения по составу нового правительства значимы и по другим причинам. Прежде всего это сигнал не только обществу, но и отечественной так называемой элите. Сигнал о том, что отныне, в, частности, в кадровой политике правительства прежние критерии не действуют. Блат, крыши, партийный билет и узкопартийные интересы... Все это определяющим фактором уже служить не может. По крайней мере пока ситуация выглядит именно так.
Напомню, в этом контексте сначала несколько удивительным оказалось то, что в состав нового правительства не вошли такие "корифеи" госуправления, как Гагик Бегларян и Гагик Хачатрян. Это для многих было, мягко говоря, неожиданностью. Не менее удивительным стало отсутствие в новом составе правительства экс-министра культуры Асмик Погосян. В этом ряду стоит рассматривать и смену портфеля представителем АРФД Арцвиком Минасяном.
Неприкосновенность не обеспечило и коалиционное соглашение. Тут просто было найдено разумно-компромиссное решение. Повторюсь, все это свидетельствует о том, что в кадровой политике на смену прежним, прямо скажем, сомнительным принципам приходят более логичные, "заточенные" на эффективности и осязаемом результате деятельности.
Таким образом, новому правительству и лично премьеру, очевидно, дан карт-бланш, созданы максимально комфортные условия. И действительно, пожалуй, ни одно прежнее правительство такого "бонуса" не получало.
Однако данная, так сказать, привилегия подразумевает и особую эксклюзивную степень ответственности. В отличие от многих прежних правительств, нынешнее не может, скажем, оправдывать свои неудачи навязанными кадровыми решениями, политическими обязательствами перед коалиционными партнерами и рядом подобных факторов. Здесь, кстати, хотелось бы вспомнить правительство Тиграна Саркисяна, в котором работали министры, получавшие зарплату в том числе и от лидера ППА Гагика Царукяна, соответственно, являвшиеся не частью единой команды, а делегатами Царукяна и проводниками идей его и его партии. Согласитесь, в такой ситуации, когда руки связаны коалиционными кадровыми обязательствами, Тиграну Саркисяну приходилось нелегко. Но в то же время ответственность за промахи и провалы делилась. Карену Карапетяну же списывать возможный негатив фактически не на кого. Он, похоже, максимально свободно сформировал команду, в которую даже посторонние игроки (представители АРФД), судя по всему, готовы полноценно интегрироваться.
В этом смысле нынешнее правительство уникально. Оно начинает работать, так сказать, с чистого листа, по крайней мере политики, за ним не тянется негативный шлейф сомнительных неприкосновенных персон. Более того, оно, по сути, застраховано даже от попыток навязывания прежних, зачастую политико-блатных кадровых решений. И отставка Сурика Хачатряна (и некоторые другие кадровые решения) в этом смысле весьма красноречива.
Получив такие тепличные (речь исключительно о кадровой политике) условия, новому правительству действительно придется сделать то, что 13-ти прежним не удавалось - поднять экономику страны и авторитет власти. Прежние шли, увы, в обратном направлении. Удастся ли? Время покажет. Хотя... Наверное, у президента есть основания для оптимизма и причины верить в успех новой команды».