«Голос Армении»: Троянский конь оппозиции
Газета «Голос Армении» в номере от 20 октября пишет: «Прошедшие выборы в ОМС не дают покоя оппозиции. Итоги и последствия выборов в Гюмри и Ванадзоре проходили красной нитью в ходе всего обсуждения проекта поправок в Избирательный кодекс - проекта изменений и дополнений, которые, кстати, не имеют отношения ни к раздражающей оппозицию до боли в зубах бонусной системе, ни к предательству в рядах той же оппозиции.
О чем бы господа оппозиционеры не говорили, они в той или иной форме возвращались к теме выборов мэров Гюмри и Ванадзора. И не счесть, сколько раз министру - руководителю аппарата правительства Давиду Арутюняну (а двумя неделями раньше председателю ЦИК Тиграну Мукучяну) приходилось давать разъяснения по поводу злосчастной бонусной системы. И все равно, это не бонус, а фокус, уверены оринацеркировцы и баргавачцы, которым из-за этой системы в Совете старейшин Гюмри досталось по одному мандату меньше, и они, даже объединившись, лишились возможности обойти РПА.
Оринацеркировец Ованес Маргарян констатировал смерть ИК, отметив, что душой Избирательного кодекса должна быть Конституция, а ее здесь нет, значит ИК умер, даже толком и не пожив. Беспартийный секретарь фракции "Наследие" Теван Погосян согласился с ним, добавив: "Пусть земля будет пухом". Баргавачцы Наира Зограбян и Микаел Мелкумян уверены, что в бонусной системе нет никакой логики.
Отнюдь не оспаривая эту мысль, тем не менее со своей стороны заметим, что ИК, в котором оговаривается пресловутая бонусная система, в третьем и окончательном чтении был принят 102 голосами – в том числе депутатов от ППА. Сама Зограбян, а также Ваге Энфиаджян и Ваан Карапетян воздержались. Против проголосовали 6 депутатов фракции АНК (кроме Людмилы Саркисян), 4 депутата из ОЕ (кроме Ованеса Маргаряна), "наследница" Заруи Постанджян, Теван Погосян, "свободный демократ" Хачатур Кокобелян, Эдмон Марукян ("Светлая Армения"), а также пребывающие де-факто во фракции ППА, а де-юре в "Консолидации" Ваге Ованнисян, Элинар Варданян и Степан Маргарян.
Возможность объединиться и провести собственного кандидата в мэры у оппозиции была в Ванадзоре. Но, как известно, четверо из оппозиционных членов авагани в ходе тайного голосования отдали свои голоса РПА. В ходе обсуждения проекта поправок в ИК обвинения с трибуны НС посыпались на республиканцев, "виноватой" в том, что в Совет старейшин Ванадзора прошли не самые честные представители оппозиции, оказалась... РПА. "Вот увидите, как на основании закона может произойти смена власти, говорили нам коалиционные партнеры РПА и АРФД. Мы и увидели, де-факто победила оппозиция, но власти не намерены что-либо уступать. Пусть камень бросит партия, в рядах которой нет людей, которых можно запугать или подкупить", - заявила Зограбян.
"Как представитель силы, которая искренне говорила о своих упущениях в Гюмри и Ванадзоре", руководитель фракции АРФД Армен Рустамян считает себя вправе посоветовать коллегам отказаться от порочной, никуда не ведущей политики винить в своих неудачах все и вся, кроме себя. "Посмотрите на себя и постарайтесь искренне ответить на простой вопрос: как так получилось, что оппозиционное большинство в Ванадзоре не трансформировалось в большинство в Совете старейшин?", - обратился он к оппозиции. И если с претензиями оппозиции в Гюмри дашнакцакан согласен, поскольку, по его словам, он с самого начала был против бонусной системы (заметим, АРФД в полном составе голосовала за новый ИК), то никак не приемлет критику по поводу возможности оппозиции объединиться и составить большинство. Другой вопрос, почему этой возможностью оппозиция не воспользовалась. Для ответа на него Рустамян посоветовал коллегам "поискать в собственных партийных списках троянских коней и не удивляться тому, что их "Троя" пала". Каждая сила должна суметь удержать свой электорат, и происходит это в результате идеологической, политической борьбы, а не путем избирательных хитростей, в которых власти не переплюнуть, подчеркнул дашнакцакан.
Заглянуть в партийные списки и убедиться в наличии там политических лиц, позволяющем говорить об идеологических подходах, посоветовал оппозиции и руководитель фракции РПА Ваграм Багдасарян. По его словам, курьез доходит до того, что три члена одной семьи включены в три разных списка. Так что разглагольствовать о нарушении политической договоренности не приходится. Багдасарян отметил, что политические договоренности нарушают политические деятели в НС во время тайного голосования, когда массово заявляют, что будут голосовать против, а при подсчете бюллетеней выясняется, что подавляющее большинство голосов за.
Между тем, на этом фоне оппозиционные силы все же озвучивают намерение объединиться. Фактически за полгода до парламентских выборов они уже стали подумывать об этом. Единственная оппозиционная партия в парламенте, которая после 2 октября избегает говорить на темы выборов в ОМС из-за позорно малого количества полученных голосов, не стала вступать в дискуссию и теперь. Зато в беседе с журналистами руководитель фракции АНК Левон Зурабян не отказал себе в удовольствии представить свою партию в качестве локомотива оппозиции. Он изложил два варианта консолидации, и в обоих главная роль отводится, разумеется, АНК.
В первом варианте оппозиция объединится, придя к взаимоприемлемым решениям (что, признаться, представляется маловероятным), во втором – всем политическим и общественным инициативам и деятелям предлагается проявлять себя на платформе АНК. Зурабяну больше импонирует, конечно же, второй вариант, в связи с чем АНК намерен в ближайшее время начать консультации с реально оппозиционными политическими силами на предмет создания единого альянса. С какими именно, он назвать отказался.
Мы же со своей стороны напомним, что после бесславных выборов в ОМС, обошедшие конгрессовцев ОЕ и ППА попали в зурабяновский список ложной оппозиции. Впрочем, далеко не факт, что с ними АНК переговариваться по поводу альянса не станет. Как говорится, не впервой...».