«Голос Армении»: На волне демагогии
Газета «Голос Армении» в номере от 8 ноября пишет: «Хоть попытки политических сил перегруппироваться очевидны уже сегодня, однако пазл соберется в целостную картину спустя пару месяцев. Ближе к выборам прояснится, удалось ли консолидироваться оппозиционным политическим силам и на какой основе – идеологической или всего лишь преходящей дружбе против. Чем закончится активно протекающий сегодня между политическими силами процесс консультаций, сказать пока сложно, зато ясно одно: радикалы в лице "Учредительного парламента" предпочитают выборам путь провокаций.
Пока парламентские и внепарламентские оппозиционные силы пытаются найти точки соприкосновения для создания предвыборных альянсов, УП разработал дорожную карту хаоса и смуты. Правда, сами упэшники называют это дорожной картой смены власти – от акций гражданского неповиновения, двухлетнего переходного периода до проведения новых выборов и создания новой республики.
Хотя члены УП уверены в необходимости смены власти, однако ни в каких предвыборных блоках, ни в самих выборах эта политическая единица принимать участия не намерена. Позиция ее членов смахивает на поведение деструктивной сектантской организации, отвергающей все, что исходит от государства. Признаться, трудно понять решение не участвовать в предстоящих уже через четыре месяца выборах, не воспользоваться возможностью в ближайшее время легитимным путем попытаться сменить власти. Свое неучастие УП объясняет тем, что не доверяет государственной машине, что выборы будут сфальсифицированы. Говоря о своей приверженности закону и мирной смене власти, эти люди в то же время фактически отвергают законный путь смены власти. Вместо этого они собираются проводить акции гражданского неповиновения. Более того, предупреждают: если власть применит насилие, то и они ответят тем же. Согласитесь, это не только провокация, но уже и шантаж.
С упорством, явно достойным лучшего применения, господа упэшники выдают свои пропагандистские штампы, оправдывающие, на их взгляд, предпочитаемый ими путь хаоса и смуты. По словам Алека Енигомшяна, достичь изменений демократическим путем, реализовать коллективную волю граждан невозможно. А в этом случае, дескать, единственно справедливым и легитимным путем остается право граждан на неповиновение. Вот так представитель политической единицы, ни разу не принявшей участия в общегосударственных выборах, "объясняет" позицию УП.
Что же до участия в местных выборах, то, как известно, такую попытку предпринял в сентябре член "Сасна црер" Араик Хандоян во время выборов руководителя общины в своем селе Цахкаовит. Но победить в собственном селе ему не помогли ни захват полка ППС, который, как пытаются представить УП и "Наследие", якобы получил поддержку широкой общественности, ни его нахождение в эти дни в заключении.
Кстати, тот же Енигомшян пытался убедить его отказаться от участия в выборах, по его же словам, для того, чтобы не лить таким образом воду на мельницу властей. Напомним, что среди трех баллотирующихся кандидатов Хандоян занял третье почетное место, набрав 257 голосов. Для справки: на втором месте оказался действующий глава Цахкаовита Ерванд Хачатрян, кандидатуру которого выдвинула РПА (311 голосов), победу же одержал беспартийный самовыдвиженец Нораин Акопян, за него проголосовали 364 избирателя.
На этом фоне, пожалуй, становится в определенной степени понятным решение УП не участвовать в выборах. Согласитесь, куда легче занять позицию нигилиста, отвергать участие и в выборах, и в предвыборных альянсах, объясняя это недоверием к власти и к оппозиции одновременно. Ведь для того чтобы попасть в парламент и получить возможность участвовать в управлении государством, нужно проделать колоссальную работу: прежде всего, привлечь на свою сторону внушительное количество избирателей, сумев убедить в верности своей программы электорат, удержать его при условии весьма серьезной конкуренции. Все это возможно в результате политической, идеологической борьбы. А это куда сложнее... Куда труднее, чем голословно, априори заявлять, что публикация после выборов подписанных избирателями списков ничего не даст. При этом "забывать", что УП, так же, как и все оппозиционные силы, поддерживал требование о публикации избирательных списков. Куда труднее, чем утверждать, что смена власти путем выборов невозможна. При этом даже не пробовать принять участия в них. Куда труднее, чем заявлять, что единственным выходом остается переворот, стараясь внушить эту мысль общественности».