Институт свободы и безопасности репортеров: Уголовное наказание за диффамацию в Азербайджане – регресс в медиасфере
Предложение еще больше расширить в Уголовном кодексе Азербайджана положение о диффамации является регрессом для свободы прессы и выражения, которая и так серьезно ограничена. Как сообщает азербайджанское информагентство «Туран», об этом говорится в заявлении Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) в связи с законодательной инициативой генерального прокурора страны о внесении поправок в УК.
В частности, законопроект предусматривает поправки в статьи 148 (оскорбление) и 323 (защита чести и достоинства президента Азербайджана), которые предусматривают меры уголовного наказания в виде лишения свободы за диффамацию в Интернете, в том числе посредством использования фейковых ников, профилей и аккаунтов.
ИСБР считает, что уголовное наказание за диффамацию носит регрессивный характер, что не совместимо с нормами международного права. Напоминается, что появлению поправок предшествовали призывы в парламенте закрыть Интернет-блог «Санджак Продакшн» и «Meydan TV» за критику в адрес главы государства.
Согласно заявлению, в обстановке, когда правительство практически заставило замолчать все традиционные СМИ, Интернет в стране остается последним относительно свободным пространством для критических и оппозиционных голосов.
Более того, ИСБР указывает, что наличие в УК статьи 323.1 (защита чести и достоинства президента) само по себе противоречит международным обязательствам Азербайджана в области защиты свободы выражения.
Организация считает, что диффамация может наказываться только мерами гражданской ответственности, ибо уголовное наказание за это негативно влияет на свободу выражения.
«Сохранение уголовного наказания за диффамацию резко противоречит обязательствам Азербайджана в рамках Европейской конвенции прав человека и Международного пакта гражданских и политических прав. Комитет ООН по правам человека указывал на неадекватность наказания в виде лишения свободы за диффамацию», - подчеркивается в заявлении.
Таким образом, ИСБР призывает парламент Азербайджана отвергнуть указанные поправки и отменить в УК меры ответственности за диффамацию и оскорбление чести и достоинства президента. Также организация обращается к ООН, ОБСЕ и Совету Европы с призывом потребовать от азербайджанского руководства отменить уголовную ответственность за диффамацию.
Тем временем, также по сообщению «Туран», мать редактора азербайджанского Интернет-портала «7гюн.аз» Джавида Ширалиева, осужденного на 5 лет лишения свободы, провела встречу в посольстве США в Баку.
«Меня принял и выслушал атташе по политическим вопросам Уильям Соллей»,- заявила агентству мать журналиста - Захира Ширалиева.
Она подчеркнула, что ее сына преследуют за профессиональную деятельность, а уголовное дело против него было сфабрикованным.
«Судебный процесс показал, что его дело сфабриковано и на суде не было представлено доказательств, подтверждающих обвинение», - отметила она, добавив, что посольство США следит за ситуацией вокруг этого дела.
Напоминается, что Джавид Ширалиев 22 мая 2016 года был приговорен к 5 годам лишения свободы Судом по тяжким преступлениям города Гянджи по обвинению в вымогательстве путем угроз (статьи 182.2.1 и 182.2.4 УК). При этом, подчеркивается, что преследования в отношении Ширалиева начались в конце декабря 2012 года, после того, как он передал в СМИ информацию о нарушении 23 декабря прав поэта Бахтияра Хидаята на пограничном «Красном мосту».
Как заявил адвокат журналиста Забил Гахраманов, суд не мог доказать виновность Ширалиева и все показания были построены на заявлениях одного человека, имеющего проблемы с правосудием.
Кроме того, по сообщению «Кавказского узла», супруга обозревателя азербайджанской оппозиционной газеты «Азадлыг», политзаключенного Сеймура Хази - Нигяр Хази - заявила, что ее муж нуждается в медицинской помощи в условиях стационара, однако руководство исправительного учреждения отказывается направить его в тюремную больницу.
«У Сеймура обострилась ревматическая болезнь. Он еще неделю назад обращался за медицинской помощью, но руководство колонии №17 упорно не хочет направлять его на лечение. После того, как мы заявили в СМИ о том, что Сеймуру не оказывают медицинскую помощь, вчера у него взяли анализы крови. Но он по-прежнему остается в колонии, и никакого лечения не получает», - сообщила Нигяр Хази.
Она опасается, что болезнь может вызвать осложнения для организма журналиста. Подчеркивается, что ревматизм – это системное воспалительное заболевание соединительной ткани с преимущественной локализацией патологического процесса в оболочках сердца. Отсутствие эффективного лечения может вызвать пороки сердца, повредить клапаны сердца, суставы.
Известный в Азербайджане терапевт и кардиолог Адиль Гейбуллла, комментируя ситуацию со здоровьем Хази, в интервью «Кавказскому узлу» отметил, что страдающие ревматизмом в период обострения болезни должны быть обязательно переведены на стационарное лечение.
«Больные заключенные особо нуждаются в стационарном лечении, потому что в тюрьме особо неблагоприятные условия, повышенная сырость и т.д. Конечно же, необходимо перевести больного хотя бы в медицинско-санитарную часть колонии, но еще лучше – в лечебное учреждение Минюста для проведения соответствующих процедур и лечения», - сказал Гейбулла.
Между тем, как передает «Туран», на заседании в Бакинском суде по тяжким преступлениям один из главных фигурантов «Нардаранского дела» лидер движения «Мусульманское единство» Тале Багирзаде заявил, что родственники обвиняемых по данному делу подвергаются давлению со стороны правоохранительных органов страны.
В частности, он выразил протест тому, что судебные надзиратели собирают удостоверения личности у приходящих на процесс родных обвиняемых. Согласно информации, сотрудники суда копируют документы, после чего полицейские, узнав их личные данные, оказывают на них давление, требуя не присутствовать на судебных заседаниях по данному делу.
Смежные статьи
- Эксперт: Уголовная ответственность за «оскорбление» президента в Интернете – опасный шаг на пути удушения свободы слова в Азербайджане
- В Азербайджане родственники главреда оппозиционной газеты вынужденно отреклись от него