«Голос Армении»: Бюджет-2017: «непредвыборный»
Газета «Голос Армении» в номере от 8 декабря пишет: «Главный финансовый документ опять будет одобрен лишь голосами властных РПА и АРФД. Оппозиционные фракции ППА, АНК, ОЕ проголосуют против бюджета-2017. Об этом они заявили в ходе обсуждения документа. Отметим, что голосование состоится в четверг.
Подобная картина, заметим, повторяется из года в год, однако на сей раз плюс ко всему прочему прозвучали взаимные обвинения: республиканцы упрекнули оппозицию в предвыборном популизме, а оппозиция республиканцев - в отсутствии необходимых для выхода из ситуации крутых политических решений. Была еще одна разница при обсуждении бюджета-2017: в отличие от прежних премьеров, нынешний так и не выступил на пленарном заседании Национального Собрания - ни со вступительным словом, ни с заключительным.
Представляя доработанный вариант бюджета, министр финансов Вардан Арамян отметил, что в целом, даже с учетом произведенных в нем перераспределений, документ в плане основных характеристик почти не изменился. Правительство получило от депутатов 340 предложений, в случае реализации которых потребовалось бы дополнительно 110 млрд драмов. Посему, как пояснил Арамян, рассматривая предложения, правительство исходило из нескольких принципов: наличия в предложении финансового выражения и оценки воздействия, его приоритетности и возможности отражения в бюджете. То, что социальных задач очень много, это факт, но нужно реально оценивать возможности бюджета, сказал министр, добавив, что во многих случаях предложения носили характер добрых намерений, поскольку их авторы не указывали источники финансирования. По словам Арамяна, принято всего 31 предложение, в остальных случаях отказано и даны разъяснения.
На этом фоне, пожалуй, неудивительно, что большинство вопросов депутатов касалось полученных от правительства отказов. Разъяснения по непринятым и даже по принятым предложениям даны в виде отписок, а то и вовсе предложения проигнорированы - ни ответа, ни привета, жаловались наперебой депутаты как от оппозиции, так и от власти. Какие предложения, такие и ответы, огрызнулся министр, не согласившись также и с тем, что правительство не хочет сотрудничать с парламентом. Между тем проблему отсутствия на сей раз связи между представителями правительства и депутатами, нежелания исполнительной власти контактировать с НС затронул далеко не один депутат. Причем все они, как один, утверждали, что за последние годы сталкиваются с подобным впервые. Арамян же по-прежнему увещевал, что правительство открыто для обсуждений и сотрудничества.
И все же сколь ни старался министр убедить депутатов, что представленный проект реалистичный, стабилизирующий и, главное, не предвыборный, не получилось. Что, впрочем, на фоне взятого на вооружение правительством императивного общения отнюдь не удивляет.
Твердя об ограниченности средств, правительство почему-то не видит того, что лежит у него под носом, заявил независимый депутат, руководитель партии "Светлая Армения" Эдмон Марукян. По его словам, правительство говорит об оптимизации, однако у него не хватает храбрости сократить марзпетов. Искать источники финансирования нужно именно в раздутом государственном аппарате, найти эти источники можно также, продав дилижанские здания Комитета по госдоходам, Центрального банка, подсказал депутат.
По оценке секретаря фракции АНК Арама Манукяна, представленный документ не адекватен сегодняшней ситуации. Он обвинил правительство в непонимании того, что бюджет - это политический документ и, соответственно, нужно предлагать политические решения. Где новый концепт нового правительства, чем вы отличаетесь от прежнего, возмущался конгрессовец, отмечая, что правительство все время говорит о распределении и перераспределении одной и той же суммы, но никак не о том, чтобы эту сумму удвоить.
Он не увидел в документе рецептов от коррупции, монополий, тени, тогда как "в стране есть минимум пять миллиардеров, которые богаче, чем Трамп". "Все это результат системных заболеваний, а не конкуренции. А вы сегодня больному раком даете капли от простуды. Так вы страну в чувство не приведете", - заявил Манукян.
Примечательно, что не увидели разницы между нынешним и прежними правительствами и представленными ими бюджетами также баргавачцы и оринацеркировцы. Для последних очевидно: называть документ социально направленным более чем неуместно, он не способен обеспечить развитие. По словам руководителя ОЕ Эгине Бишарян, проект бюджета абсолютно не обнадеживает, из него не следует, что в 2017-м будет зафиксирован экономический рост, в результате которого откроются рабочие места, снизятся темпы миграции, решатся социальные задачи.
Баргавачцы в лице Микаела Мелкумяна раскритиковали стиль работы правительства и представленный проект. Особенно досталось правительству из-за отказа повысить минимальную зарплату. Мелкумян утверждал, что эти деньги не будут положены под подушку, а повысят уровень потребления. Арамян оппонировал. Депутат-доктор экономики и министр-кандидат наук, напомнив друг другу ученые степени, долго спорили по вопросу склонности к потреблению и сбережению и сошлись на том, чтобы продолжить дискуссию вне стен парламента. Впрочем, это "не спасло" проект бюджета от разноса Мелкумяна, который коснулся качества управления, налогово-бюджетной, кредитной политики, борьбы с тенью, развития малого и среднего бизнеса, макроэкономических показателей.
Нельзя не отметить, что все эти речи оппозиции знакомы до оскомины. Порой создается впечатление, что из года в год представители оппозиционных фракций достают из ящиков своих столов спичи, написанные в прежние годы, для того чтобы выступить с ними в нынешнем. Впрочем, это камень в огород не только оппозиции, но и власти. Согласитесь, то, что одни и те же проблемы поднимаются из года в год, отнюдь не говорит в пользу власти.
Другой вопрос: почему оппозиция, в частности ППА, не хочет давать возможность новому правительству при условии, что давала шанс старому с его заявленным 2,2-процентным ростом ВВП? В этой связи напомним интересную деталь годичной давности. Бюджету-2016, представленному правительством Овика Абрамяна, та же ППА дала зеленый свет, хотя на то у нее не было объективных оснований. "Даже при столь нерадужных показателях правительство не допустит регресса, фракция ППА пришла к такому выводу, тщательно проанализировав проект бюджета. Многие наши коллеги по оппозиционному лагерю оценивают его негативно, но ППА считает, что это бюджет стабилизации, содержит перспективу развития" - говорили ровно год назад те же баргавачцы. Сейчас они предпочитают не вспоминать об этом. "ППА верна своим программным положениям, и исходя именно из них мы даем шанс правительству", - говорил в декабре прошлого года Мелкумян. Тогда, напомним, для баргавачцев на горизонте маячила возможность коалиционного сотрудничества. Кстати, еще одним годом раньше во время обсуждения проекта бюджета-2015 тот же Мелкумян сказал все то же, но... с точностью до наоборот: "Исходя из реалий и своих программных положений ППА против данного проекта бюджета". Выходит, дело все же в предвыборном популизме и пресловутых политических торгах, о которых так любят говорить в ППА. Интересные штрихи к портрету, не правда ли?..
Что касается властных РПА и АРФД, то республиканцы уверены, что бюджет реалистичный, стабилизирующий и, главное, не предвыборный. По оценке руководителя фракции РПА Ваграма Багдасаряна, бюджет не решает сиюминутные задачи, а направлен на будущее. Отметим, что дашнакцаканы на сей раз остались безучастными к обсуждению главного финансового документа. Впрочем, не проявили они активности и тремя неделями раньше. Но тогда руководитель фракции Армен Рустамян заявил, что при качественном и умелом управлении можно и нынешними скромными средствами обеспечить хорошие результаты и заложить основы для дальнейшего развития. Кстати, в прошлом году, когда возможность коалиционного сотрудничества с РПА маячила и перед АРФД, фракция приняла соломоново решение, отказавшись от участия в голосовании».