«Голос Армении»: Блоком или в одиночку, или кто составит хорошую партию?
Газета «Голос Армении» в номере от 10 декабря пишет: «В политике ничего исключать нельзя, политика - искусство возможного. Эти излюбленные выражения отечественных политических деятелей в последнее время особо актуализировались. С тех пор, как в партиях начали размышлять о возможных альянсах. Скобок раскрывать политические силы пока не спешат, но периодически выдают информацию, способную проявить намечающиеся тенденции.
Первый, но не последний
Нынешняя предвыборная гонка, очевидно, отличится от всех предыдущих большим количеством предвыборных блоков, всевозможных объединений и альянсов - причем сил, даже, казалось бы, несовместимых.
К таковым, пожалуй, можно отнести пока первый официально заявленный предвыборный блок, состоящий из партий "Гражданский договор", "Светлая Армения" и "Республика". О формате предвыборного сотрудничества они известят в понедельник, 12 декабря, выступив с совместным заявлением. Пока же эти партии официально сообщили о достижении конкретного соглашения о сотрудничестве, не исключив, кстати, возможности присоединения к ним других "истинно оппозиционных политических сил".
Впрочем, каким бы ни был формат, само сотрудничество сил, нещадно критиковавших друг друга в ходе выборов в ОМС в Ванадзоре (дело доходило до взаимных оскорблений), уже выглядит несколько странным. Но если в этом случае можно отделаться присказкой "политика - искусство возможного" и двигаться вперед, то, учитывая внешнеполитическую ориентацию этих сил, она (присказка) не спасает. Ведь две из них имеют подчеркнуто проевропейскую ориентацию, третья ориентирована больше на Россию, хотя позиционирует себя нейтрально, предпочитая политику не "или-или", а "и-и". Эксперты полагают, что это один из тех блоков, которые в поствыборный период очень скоро распадаются. Примеры таких объединений есть в сегодняшнем НС - фракции АНК и "Наследие".
На грани развала
Кстати, переговаривалась с ними и партия "Наследие". И хоть в этой тройке утверждают, что консультации с "наследниками" еще не завершены, тем не менее здесь ситуация куда сложнее.
Злые языки поговаривают, что на почве предвыборных альянсов эта партия может и вовсе развалиться, поскольку Раффи Ованнисян пока выжидает, а зампредседателя "Наследия" Армен Мартиросян параллельно ведет переговоры с другими партиями, утверждая, что "наследники" являются сторонниками широкой консолидации, а член политсовета партии Заруи Постанджян вообще против участия в предвыборных объединениях.
В итоге каждый из них может оказаться в пропорциональных списках разных сил. Впрочем, сама Постанджян утверждает, что она не против объединения, но опять же, как и вышеуказанные партии, с "истинно оппозиционными политическими силами". Таковых, на ее взгляд, почти нет, потому как для истинной оппозиционности "недостаточно заявлять, что партия против Сержа Саргсяна". Посему "Наследие", согласно Постанджян, должно объединиться с... народом.
Отец армянского либерализма
В аналогичной ситуации оказался депутат от фракции АНК, председатель партии "Свобода", экс-премьер Грант Багратян. Вернее, в эту ситуацию он поставил себя сам.
Дело в том, что он считает себя «отцом либерализма» и наилучшим, практически безальтернативным кандидатом в премьеры. По его словам, все прозападные, пророссийские силы нарушают Конституцию Армении. Есть либералы и нелибералы, и "отцом либерализма" является именно он, заложивший фундамент либерализма, Багратян: ведь именно он осуществил земельную реформу и либерализовал цены. Так что нет такого либерала, к которому бы присоединился Багратян. Это вокруг него, мол, должны объединяться другие. А еще и по той причине, что "лучше него никто не знает о проблемах Армении, и кому, как не ему, в премьерской республике возглавлять страну".
Кого еще в качестве премьера вы видите, задал он риторический вопрос журналистам. Посему "кандидатом в премьер-министры и соответственно возглавлять пропорциональный список" будет Багратян, а вот с какими силами вместе пойдет на выборы его "Свобода", экс-премьер раскрывать скобок пока не стал.
Заварили интригу
Держат пока интригу и в АРФД. Впрочем, до недавнего времени интриги собственно и не было: дашнакцаканы изначально заявили, что пойдут на выборы отдельно и ни в каких альянсах участвовать не намерены.
Однако на днях руководитель фракции АРФД Армен Рустамян в беседе с журналистами не исключил, что это решение возможно изменит, поскольку "ничего исключать нельзя". Коснувшись возможного возвращения в АРФД людей, по тем или иным причинам покинувших ее ряды, в частности, экс-руководителя фракции "Наследие" Рубика Акопяна, Рустамян, по сути, подтвердил постулат, что дашнакцаканы бывшими не бывают. По его словам, многие вышли из рядов АРФД, в том числе Гарегин Нжде, Андраник, но это не означает, что они перестали быть носителями идеологии "Дашнакцутюн".
Эти два обстоятельства породили толки о том, что АРФД испытывает кадровый кризис, ей, дескать, некого представить в рейтинговых списках и что партия стеснена в финансах, мол, диаспоральные структуры партии отказались поддерживать вошедших во власть соратников в Армении и последние не могут полноценно принять участие в выборах. Рустамян опроверг все эти слухи, вместе с тем добавив, что к вопросу возможных предвыборных альянсов можно будет обратиться позднее - после того как политические силы определятся и если оппозиционный лагерь объединится.
В том, что минимальный порог АРФД преодолеет, Рустамян не сомневается: свои 5-6% АРФД всегда имеет и не растеряла их даже войдя во власть. Что же до возможных предвыборных объединений с РПА и, как поговаривают, даже с ППА, то дашнакцаканы утверждают, что никаких консультаций ни с одной политической силой по сей день не было. Нет такого вопроса в повестке АРФД и в ближайшее время, партия занята подготовкой к выборам.
Впрочем, по словам секретаря фракции АРФД Агвана Варданяна, они готовы к сотрудничеству со всеми политическими силами, что отнюдь не предполагает исключительно объединение в предвыборный блок и совместное участие на выборах. Он уверен, что есть много иных видов взаимодействия, но АРФД согласна на сотрудничество лишь на почве общности ценностей.
Не сжигают мосты
Примечательно, что не исключил возможности предвыборных консультаций с АРФД также руководитель фракции РПА Ваграм Багдасарян. Хотя, по его словам, ни с той ни с другой стороны предложения не было, но, как говорится, чтобы не отстать от остальных...
РПА не избегает никаких переговоров и консультаций, в том числе с ППА, если баргавачцы изъявят такое желание, отметил республиканец. В политике нет постоянных врагов и друзей, а в случае проблем и конфликтов на политическом поле мосты не сжигают, подчеркнул Багдасарян, воздержавшись от иных оценок по поводу возвращения в политику Гагика Царукяна.
Возраст не помеха
Аналогичной позиции придерживаются в АНК. Руководитель фракции Левон Зурабян также воздерживается от оценок. И так же, как и Багдасарян, уверен, что политика - искусство возможного.
Конгрессовцы, согласно Зурабяну, «не являются пленниками стереотипов и клише». Он считает, что "каждая политическая ситуация диктует свои решения" и что решения найдутся и теперь.
Между тем на пятничном брифинге в НС Зурабян пообещал, что намеченный на 17 декабря съезд АНК преподнесет сюрпризы. Какие именно, он говорить не стал, выразив уверенность лишь, что пропорциональный список АНК возглавит Левон Тер-Петросян: "Он готов полноценно включиться вновь в предвыборную борьбу". По словам Зурабяна, лидер АНК возглавит список даже в случае возможных альянсов с другими политическими силами. Кто, как не Тер-Петросян, наилучшая кандидатура, удивился конгрессовец. А на замечание, что в 2013-м Тер-Петросян отказался от борьбы за президентское кресло, сославшись на пожилой возраст, Зурабян заявил, что теперь уже возраст Тер-Петросяна не помеха.
Свято место...
О том, что в политике нет постоянных врагов и друзей, заявил на брифинге в НС также депутат фракции ППА Микаел Мелкумян, не исключив, что с возвращением Царукяна в ПА вернутся ушедшие из партии, но не создавшие своих партий члены.
Впрочем, более он распространяться не стал, призвав дождаться заявления самого Царукяна. Последний, согласно Мелкумяну, опроверг поговорку "свято место пусто не бывает", ибо "отсутствие Царукяна в течение последних полутора лет отчетливо продемонстрировало, что его место не восполнено».