Медэкспертиза в Азербайджане подтвердила факт применения пыток в отношении верующих, подсудимых по «Нардаранскому делу»
В Азербайджане на судебном процессе по «Нардаранскому делу» были оглашены результаты медицинской экспертизы, которая подтвердила наличие телесных повреждений у подсудимых спустя несколько дней после задержания. Защита считает это доказательством пыток, однако следствие объяснило травмы тем, что подсудимые оказывали сопротивление при задержании. Об этом пишет информационный портал «Кавказский узел».
Так, согласно информации, 21 декабря подсудимые по «Нардаранскому делу» вновь отсутствовали в зале заседания.
«Обвиняемым не позволяют участвовать на процессе. Тем не менее, каждый раз их привозят из Кюрдаханского СИЗО в Бакинский суд по тяжким преступлениям и с утра до вечера содержат в холодном подвале. В результате четверо обвиняемых серьезно простужены. Если их не пускают в зал, то какой смысл везти обвиняемых из СИЗО в суд? Они и так были подвергнуты пыткам в день задержания и после... Если их и в суде подвергают пыткам, то что собственно мы тут расследуем?» - сказал, представляя ходатайство, адвокат Ялчин Иманов, защищающий лидера движения «Мусульманское единство» Талеха Багирзаде и еще четырех подсудимых.
Далее по ходатайству, выдвинутому на одном из предыдущих заседаний адвокатом Садыговой, в суд вновь был приглашен в качестве свидетеля сотрудник ГУБОП Ибрагим Казымов, который, согласно материалам дела, во время спецоперации в Нардаране задержал ее подзащитного Расима Джебраилова.
Ибрагим Казымов в суде заявил, что Джебраилов был задержан 26 ноября 2015 года во дворе дома в Нардаране, когда стрелял из пистолета. По утверждению полицейского, Джебраилова обезвредили после того, как у него кончились патроны.
Для перекрестного допроса из подвала суда в зал заседаний привели подсудимого Джебраилова.
«Все это неправда. Меня задержали на кухне дома, где у нас проходила религиозная церемония. У меня в руках ничего не было. Что же получается: я стреляю во дворе дома с 5-6 метров и не попадаю в Казымова? Во дворе взрывается граната, и все равно с Казымовым ничего не случается? Все это ложь. Там не было никакой гранаты. С нашей стороны никто огонь не открывал», - сказал Расим Джебраилов в ответ на показания полицейского.
Он также рассказал о пытках в отношении задержанных.
«Нас посадили в мебельный грузовик. По дороге в полицию нас подвергали ужасным пыткам. Прикладом автомата нас били по голове. Они ходили по нам, как по картошке, пинали, давали пощечины», - заявил Джебраилов.
По его словам, пытки в отношении задержанных продолжились и после доставления в отдел. Казымов в свою очередь опроверг заявление подсудимого о пытках.
Далее в ходе судебного заседания были объявлены результате медицинской экспертизы, проведенной в отношении подсудимых спустя несколько дней после задержания.
Эксперты подтвердили, что у Багирзаде и у других подсудимых на теле были обнаружены следы телесных повреждений, а у некоторых внутри остались пули. Эксперты пришли к выводу, что телесные повреждения могли быть получены в день задержания обвиняемых, 26 ноября 2015 года.
Следующее заседание по «Нардаранскому делу» было назначено на 23 декабря.
После заседания суда адвокат Иманов в интервью «Кавказскому узлу» заявил, что эксперты признали следы насилия, потому что это невозможно было опровергнуть. Однако, по его словам, обольщаться не стоит, поскольку объективность экспертов не проявилась вдруг.
«Все это постановочно, ибо следствие нашло объяснение этим телесным повреждениям – якобы обвиняемые при задержании оказали физическое сопротивление, и потому против них была применена сила. Но и это объяснение автоматически теряет значимость, поскольку следствие не представило оперативных видеосъемок спецоперации. Если было насильственное сопротивление полиции, то это должно было попасть на видеокамеры. Но видеозаписей ни на предварительном следствии, ни в суде не представили», - сказал Иманов. К тому же, как он добавил, подсудимые продолжают голодовку, начатую 19 декабря.
Напомним, что 26 ноября 2015г. в поселке Нардаран, расположенном в 25 км к северу от Баку, произошел вооруженный инцидент между главой шиитских исламистов Азербайджана Талехом Багировым (Тале Багирзаде), людьми из его окружения и полицией. По данным правоохранительных органов в ходе спецоперации полиция задержала 15 исламистов, в том числе Тале Багирзаде. В отношении всех задержанных возбуждено уголовное дело и применена мера пресечения в виде ареста.
Отмечалось, что полиция провела спецоперацию в момент совершения дневного намаза, что вызвало резкое недовольство верующих. Группа спецназа в черных масках ворвалась в святилище «Хусейния», где молились верующие, и бросила дымовые шашки. На голову Тале Багирзаде и некоторых других надели черные мешки и выволокли из помещения. При этом против некоторых присутствующих были применены какие-то препараты и люди потеряли сознание. Сразу после этого в поселке начались массовые волнения. Также отмечалось, что на протяжении нескольких дней поселок был обесточен, не было телефонной связи, дороги были перекрыты полицейскими машинами, а также бронетехникой. Местные жители стали жаловаться на нехватку продовольствия в виду ограничения допуска в поселок автомобилей торговых фирм. Нардаран фактически находился в состоянии блокады.
Кроме того, также по сообщению «Кавказского узла», Бакинский суд по тяжким преступлениям 21 декабря начал слушания по делу активиста оппозиционного движения «НИДА» признанного политзаключенным Эльгиза Гахраманова, обвиняемого в незаконном обороте наркотиков. Согласно обвинению, Гахраманов нашел на улице пакетик с 3,315 граммами героина. По данным следствия, активист дал показания о том, что собирался использовать наркотики в личных целях.
Однако Гахраманов на процессе отверг предъявленные обвинения и заявил, что дал признательные показания под пытками. «От меня сначала требовали признаться в том, что я, будучи сторонником Фетхуллаха Гюлена, поддержал попытку госпереворота в Турции в июле этого года и хотел повторения того же в Азербайджане. Когда я возражал, меня били дубинкой по голове, по половому органу и ногам», - заявил он.
Гахраманов сообщил, фактически его похитили и доставили в Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД. «Там оперуполномоченный Шахлар Джафаров положил мне в карман наркотики. Избивая меня, требовали признаться в незаконном обороте наркотиков», - заявил оппозиционный активист.
Далее, по словам Гахраманова, принесли его ноутбук и стали исследовать посты в Facebook. Это были в основном перепосты линков публикаций турецких СМИ. Еще один пост касался Азербайджана, и, в частности, предлагаемых поправок в Конституцию Азербайджана. Гахраманов прокомментировал высказывание замглавы правящей партии «Ени Азербайджан» Али Ахмедова в защиту снижения до 18 лет возрастного ценза для кандидатов в президенты. Ахмедов заявил, что шах Исмаил Хатаи (глава средневекового Сефевидского государства) пришел к власти в 14 лет. Гахраманов же по этому поводу написал: «Пусть и жизнь его (преемника действующего президента) будет похожа на шаха Исамила Хатаи (который умер в 37 лет).
Гахраманова, по словам адвоката, принудили дать письменные признательные показания, а также озвучить их перед видеокамерой. «Однако впоследствии они передумали предъявлять обвинения в связи с Гюленом… Но в ГУБОП меня подвергали унижающим человеческое достоинство действиям, о которых не хочется говорить тут. До сих пор мне не ясны причины моего ареста. В моих постах не было оскорблений.
Друзья в шутку называли меня “Эльгиз башган” (“Лидер Эльгиз”). Может быть, из этого они сделали вывод, что я руковожу некоей большой подпольной организацией», - сказал он.
Смежные статьи
- Всемирная организация против пыток: Массовые репрессии против гражданского общества обескровили правозащитное движение в Азербайджане
- Талех Багирзаде: Глава МВД Азербайджана фактически переложил вину за гибель людей в Нардаране на Ильхама Алиева
- Представители органов правопорядка Азербайджана широко применяют пытки и другие формы издевательств в отношении граждан
- Зампред движения «Мусульманское единство»: За все страдания, принесенные Ильхамом Алиевым народу, его участь будет хуже, чем у Каддафи
- Врачи и омбудсмен Азербайджана отказываются фиксировать жалобы активиста на бесчеловечное обращение – адвокат