Экс-посол Армении в США: Баку не удалось осуществить задуманное президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым
В интервью Panorama.am первый посол Армении в США (1993-1999гг.), бывший заместитель министра иностранных дел РА (1999-2005гг.), экс-посол РА в Италии, Испании и Португалии (2005-2008гг.), а с 2009 года профессор Школы права и дипломатии имени Флетчера при университете Тафтса Рубен Шугарян обратился к дипломатии Армении и Нагорно-Карабахской Республики (НКР) во время военных действий в зоне карабахского конфликта в начале апреля с.г. и после данных событий.
Panorama.am: Как вы охарактеризуете дипломатию Армении-НКР в дни апрельских событий и после этого.
Шугарян: Дипломатию Нагорно-Карабахской Республики я охарактеризую как соответствующую данному моменту. Арцах не только сумел противостоять на поле боя, но и в дипломатической плоскости избрать грамотную тактику. Можно отметить, например, интервью министра иностранных дел НКР Карена Мирзояна телеканалу CNN, где он выступал в эфире вместе с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым, что лишний раз указывало на двух основных сторон конфликта.
А вот дипломатию РА для меня несколько сложнее охарактеризовать. Если существует внутренняя договоренность о том, что НКР должна быть активнее и выступать в качестве стороны конфликта, то это правильная позиция. Но, во всяком случае, считаю, дипломатия Армении не только должна быть более активной, но и думать о новых формах, задачах, новых идеях и задачах.
Считаю, после апрельской войны самым главным вопросом было не «что произошло?», а «как это произошло?».
До апреля 2016 года Азербайджан с низкой интенсивностью шел на эскалацию. В новых геополитических условиях действия Азербайджана можно охарактеризовать как военное преступление, если учесть ужасающее насилие в отношении военнопленных и гражданских лиц. В Баку и не скрывали целей государственной политики и военной агрессии против НКР.
Армения должна попытаться понять и показать мир становящуюся жестче изо дня в день позицию президента Азербайджана Ильхама Алиева. Отмечу здесь три основных узла. Еще в 2011г. Алиев заявил о намерении сбивать гражданские самолеты, направляющиеся в аэропорт Степанакерта, что было просто беспрецедентно. Во-вторых, передача Венгрией Азербайджану в результате переговоров Рамиля Сафарова и его героизация на родине, награждение высокими госнаградами. В-третьих, Апрельская война. Эти на первый взгляд не связанные друг с другом должны быть умещены в один пакет и представлены различным инстанциям, европейским структурам и общественным организациям с целью применения нормы «отделение во имя спасения» (remedial secession), которая была применена в случае с Косово.
Если сказать более образно, в 1990-х годах обеспечение с помощью Армении безопасности Арцаха и победа в Карабахской войне стали ценой, которую мы заплатили вместо международного признания Нагорно-Карабахской Республики. Мы сумели собственными силами защитить народ Арцаха от геноцида, уже не было никакой надобности вмешательства международного сообщества, и независимость НКР не была признана.
Panorama.am: Какие уроки должны вынести Армения и НКР после Апрельской войны 2016г.?
Шугарян: Я бы обособил здесь три проблемы. Во-первых, нам следует изменить свою позицию и тактику и представить миру не то, ЧТО произошло, а КАК произошло.
Армянская сторона должна также представить мировому сообществу попытки Азербайджана придать данному конфликту религиозный характер, взяв на вооружение политику террористической группировки «Исламское государство» (ИГ запрещена в России и ряде других стран. – Примеч. ред.) на поле боя. Между тем, следует подчеркнуть, что у Армении нет никаких проблем с исламским миром.
В-третьих, мы должны заявить о важности нормы «отделение во имя спасения», подчеркнуть необходимость ее применения в контексте Нагорного Карабаха.
Panorama.am: А какие уроки вынес Азербайджан из Апрельской войны, если говорить без эмоций?
Шугарян: Для того, чтобы понять смысл уроков, сперва следует понять цели войны. Очевидно, что Баку не удалось осуществить задуманное президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Тем не менее, пропагандистская машина внутри Азербайджана сработала эффективно в плане всей смехотворной тактики и распространения фальшивых нарративов. Не думаю, что у азербайджанского народа за пределами окраин Баку были такие возможности получения альтернативной информации, каковые имелись в Армении, и посему им удалось в некотором смысле сформировать у своей общественности определенное восприятие.
Азербайджан также понес большие потери, в особенности среди представителей спецподразделений, которые, по моим сведениям, прошли подготовку в Северном Кипре. Это серьезная проблема для Азербайджана.
Эйфория первых дней в Азербайджане прошла довольно скоро, и стало очевидно, что в случае новой атаки против армянской стороны они понесут очень большие потери и неизвестно, где закончится контрнаступление армян в следующий раз.