В Азербайджане прокурор потребовал приговорить шиитского религиозного лидера к пожизненному заключению
В Азербайджане в Бакинском городском суде по тяжким преступлениям на процессе по «Нардаранскому делу» прокурор потребовал осудить лидера движения «Мусульманское единство» Тале Багирзаде к пожизненному заключению. Об этом сообщает азербайджанское информагентство «Туран».
Согласно информации, зампреда движения - Аббаса Гусейнова - прокурор потребовал лишить свободы на 20 лет. Других обвиняемых - Джаббара Джаббарова, Расима Джебраилова и Рамина Ярыева - прокурор потребовал приговорить к 19, 17 и 10 годам соответственно. Зампреда оппозиционной партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Фуада Гахраманлы, обвиняемого в подстрекательстве жителей поселка Нардаран к религиозной экстремистской деятельности, прокурор потребовал приговорить к 11 годам лишения свободы.
Для остальных 12 подсудимых прокурор попросил по 15 лет лишения свободы.
Также «Туран» опубликовал открытое письмо известной азербайджанской правозащитницы, бывшей политзаключенной Лейлы Юнус, адресованное лидеру движения «Мусульманское единство» Тале Багирзаде, в котором она отметила, что данное требование прокурора было ожидаемым.
«Власть четко продемонстрировала, как они Вас, Тале, боятся! Очень боятся, панически. Ваш авторитет в Азербайджане буквально за несколько лет вырос так, как не мог вырасти авторитет ни одного другого критика власти. Ваши искренние проповеди с призывом к демократии, защите прав человека, уважении к человеку, непротивлении злу, осуждении коррупции испугали не только окружение Рамиза Мехтиева (глава администрации президента Азербайджана – примеч. ред.) - основного вдохновителя репрессий, но напрягли и коррупционеров в аппарате шейх-уль-ислама», - пишет Юнус.
Правозащитница пообещала, что будет говорить о «Нардаранском деле» постоянно, как об образце недальновидности политики властей Азербайджана, радикализирующих мирных верующих и провоцирующих насилие.
«Я знаю, Тале, Вам не позволят писать на волю. Они боятся каждого Вашего слова. В этом слабость этой “всесильной системы” и сила правдивого Слова. Но Вы постарайтесь писать. И пусть Ваши письма широко распространяют», - резюмировала она.
Напомним, что 26 ноября 2015г. в поселке Нардаран, расположенном в 25 км к северу от Баку, произошел вооруженный инцидент между главой шиитских исламистов Азербайджана Талехом Багировым (Тале Багирзаде), людьми из его окружения и полицией. По данным правоохранительных органов в ходе спецоперации полиция задержала 15 исламистов, в том числе Тале Багирзаде. В отношении всех задержанных возбуждено уголовное дело и применена мера пресечения в виде ареста. Правозащитники признали всех обвиняемых политзаключенными.
Отмечалось, что полиция провела спецоперацию в момент совершения дневного намаза, что вызвало резкое недовольство верующих. Группа спецназа в черных масках ворвалась в святилище «Хусейния», где молились верующие, и бросила дымовые шашки. На голову Тале Багирзаде и некоторых других надели черные мешки и выволокли из помещения. При этом против некоторых присутствующих были применены какие-то препараты и люди потеряли сознание. Сразу после этого в поселке начались массовые волнения. Также отмечалось, что на протяжении нескольких дней поселок был обесточен, не было телефонной связи, дороги были перекрыты полицейскими машинами, а также бронетехникой. Местные жители стали жаловаться на нехватку продовольствия в виду ограничения допуска в поселок автомобилей торговых фирм. Нардаран фактически находился в состоянии блокады.
Тем временем, по сообщению информационного портала «Кавказский узел», Бакинский апелляционный суд отклонил все ходатайства защиты активиста Гияса Ибрагимова о частичном повторном судебном следствии.
Как напоминается в публикации, 25 октября Бакинский суд по тяжким преступлениям приговорил Гияса Ибрагимова к 10 годам лишения свободы по обвинению в незаконном обороте наркотиков, хотя гособвинитель запрашивал для активиста срок на год меньше. Защита обжаловала приговор. 8 декабря по аналогичному обвинению получил 10 лет тюрьмы другой активист Байрам Мамедов. Оба активиста считают уголовное преследование местью за граффити на постаменте памятника Гейдару Алиеву в виде надписей: «Поздравляем с праздником рабов!» и «Долой систему!».
Так, адвокат осужденных активистов Эльчин Садыгов в интервью сайту сообщил, что в начале заседания попросил суд выпустить Ибрагимова из стеклянной клетки – «аквариума» и дать ему возможность сесть рядом с защитником, однако ему было отказано.
«Эта стеклянная клетка звуконепроницаема. Внутри слышно только то, что говорится в микрофон. Обвиняемый не может слышать, что происходит в зале. С другой стороны, Гияс Ибрагимов должен иметь возможность постоянно консультироваться с адвокатом. Да и в законодательстве не предусмотрен порядок содержания заключенного в стеклянной клетке», - пояснил Садыгов.
Адвокат также ходатайствовал о назначении экспертизы с целью идентифицировать отпечатки пальцев на пакетиках с наркотиками, которые полиция, по ее заявлению, изъяла из кармана Ибрагимова во время обыска у него дома, и об экспертизе, которая проверит пригодность этих наркотиков к использованию.
«Если провести экспертизу, то выяснится, что отпечатки принадлежат не Гиясу Ибрагимову, а сотрудникам полиции, задержавшим его», - предположил адвокат.
Однако судья счел нецелесообразным проведение таких экспертиз.
Адвокат Ибрагимова также подал ходатайства об изменении меры пресечения Ибрагимову до завершения судебного следствия, о вызове в суд сотрудника главного управления полиции Баку Ширали Бабаева, который, по версии адвоката, не имея полномочий, назначил экспертизы по этому делу, а также о вызове других сотрудников полиции, участвовавших в задержании Ибрагимова.
Садыгов также ходатайствовал о запросе записей видеокамер наблюдения изолятора временного содержания Наримановского районного управлении полиции Баку за 10-13 мая. «Гияса Ибрагимова в этом управлении полиции подвергали пыткам... Просмотр записей выявит факты пыток», - заявил адвокат.
Кроме того, он ходатайствовал о привлечении МВД к делу за нарушение презумпции невиновности Ибрагимова. «Представитель МВД спустя несколько дней после задержания Ибрагимова заявил СМИ, что он занимался наркоторговлей. То есть это было представлено не как предположение, а как точно установленный факт. Однако решения суда на тот момент не было. Таким образом, МВД нарушило презумпцию невиновности Ибрагимова», - подчеркнул Садыгов.
Но, как сообщается, судья отклонил все ходатайства защиты.
В связи с этим Ибрагимов попросил слова и сказал: «Вы тут отклонили все ходатайства, как будто судите человека, совершившего многочисленные убийства». Но судья перебил его.
Адвокат Садыгов выразил несогласие с действиями суда. «Раз вы отклонили все наши ходатайства, то мы на этом этапе рассмотрения жалобы решили подать кассационную жалобу в Верховный суд на решение предварительного заседания апелляционного суда в связи с отказом провести частичное повторное судебное следствие», - сказал он.
В связи с этим судья Мамедов назначил следующее заседание на 29 декабря. При этом он отказался удовлетворить просьбу матери Ибрагимова пообщаться с сыном в здании суда, сославшись на отсутствие у него таких полномочий.
Смежные статьи
- Медэкспертиза в Азербайджане подтвердила факт применения пыток в отношении верующих, подсудимых по «Нардаранскому делу»
- Госдеп и ЕС требуют от властей Азербайджана пересмотреть приговоры активистам «НИДА» и уважать свои международные обязательства
- Осужденный на 10 лет азербайджанский активист: Мы доказали, что Гейдар Алиев – это не культ
- По всему миру стартует кампания с требованием президенту Азербайджана освободить активистов, расписавших памятник Гейдару Алиеву
- Экс-посол Азербайджана при ОИС: Глупость и бездарность властей в отношении Нардарана – бомба, которая заполняется шиитским порохом