МИД Азербайджана, призывая не политизировать вопрос Лапшина, уже его политизировал
Сотрудник консульского отдела посольства России в Азербайджане встретился в четверг с экстрадированным из Минска в Баку блогером Александром Лапшиным. Об этом сообщил РИА Новости пресс-атташе дипведомства РФ Денис Апашкин.
«В четверг состоялась встреча сотрудника консульского отдела посольства России в Азербайджане с экстрадированным из Минска в Баку блогером Александром Лапшиным. Ему предъявлены обвинения по двум статьям – 281.2 (призывы, направленные против государства) и 318.2 (незаконное пресечение государственной границы Азербайджана) Уголовного кодекса республики», – сообщил Апашкин.
Между тем, как пишет «Федеральное агентство новостей», официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова заявила, что Россия продолжит заниматься судьбой экстрадированного в Азербайджан из Беларуси российско-израильского блогера Александра Лапшина. «Мы будем заниматься судьбой российского гражданина», – сказала она.
В свою очередь, доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин в интервью сайту «Свободная пресса» отметил, что Азербайджан часто критикуется Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ за препятствование свободной деятельности журналистов и в целом за недостаточное уважение к принципу свободы слова. Таким образом, в рамках БДИПЧ ОБСЕ представители России могут поднять вопрос в связи с судьбой Лапшина.
Между тем, как пишет «Новая газета», в деле Лапшина все уместилось в один день - 7 февраля: и закрытое заседание Верховного суда Беларуси по делу об экстрадиции блогера, и собственно экстрадиция – спецрейсом, прилетевшим из Азербайджана. Отмечается, что по средам из Минска в Баку летает рейсовый самолет. Но Лапшина отправили спецрейсом. Похоже, причинно-следственная связь в этой истории совсем другая: сначала из Баку за ним отправили самолет, а потом в Минске быстро провели заседание Верховного суда.
«Судя по скорости, вопрос экстрадиции был решен лично Александром Лукашенко и Ильхамом Алиевым посредством междусобойчика. Не зря же Лукашенко в прошлую пятницу на пресс-конференции потребовал немедленной выдачи Лапшина Азербайджану», – пишет автор.
По его словам, Лукашенко отметил, что у Беларуси нет основания не выдавать Лапшина Азербайджану и сказал: «суд все равно поддержит наше решение, потому что оно законно».
«Заметьте, ни о каком правосудии и объективном рассмотрении речи не было. Просто “наше решение”, которое обязан поддержать суд. Вот и завертелось: нужно было срочно выполнять приказ и быстро проводить заседание Верховного суда, подстраиваясь под прибытие азербайджанского самолета», – подчеркивает автор.
Как говорится в статье, если бы Лапшин просто съездил в Баку по украинскому паспорту, на том бы все и закончилось. Но блогер похвастался тем, как удачно обдурил Азербайджан. Это и стало причиной возбуждения уголовного дела и объявления в розыск по двум статьям: «незаконный въезд в Азербайджан» и «публичные антиконституционные призывы».
Кроме того, в ноябре прошлого года, за месяц до ареста Лапшина в Минске, Александр Лукашенко побывал с визитом в Азербайджане. Там Ильхам Алиев наградил его орденом Гейдара Алиева – высшей государственной наградой. Александр Лукашенко поцеловал орден и сказал: «Ильхам Гейдарович, я тебя очень благодарю за нашу дружбу. И поверь, я отработаю».
«А тут и случай подвернулся. Всего-то и требовалось – отправить наглого блогера в Азербайджан. И все – отработал. Теперь свободен от обязательств и обещаний, можно начинать сначала», – резюмирует автор.
Вместе с тем, как пишет информагентство «Туран», Лапшин был доставлен 7 декабря спецрейсом из Минска в Баку в наручниках и в сопровождении спецназа Службы государственной безопасности Азербайджана, что должно было подчеркнуть статус «особо важного преступника».
Отмечается, что возбуждение уголовного дела против Лапшина последовало после его третьего легального пересечения границы Азербайджана с украинским паспортом летом 2016 года. Однако, когда было возбуждено дело, не сообщается.
«Кроме того, на сайте МИД Азербайджана отмечено, что Лапшин посетил Карабах только в апреле 2011 года, и нет никакой информации о других посещениях, которые МИД обязан был отметить», – пишет информагентство.
Согласно информации, после двух визитов в Карабах Лапшин писал о своих впечатлениях. В ходе третьей поездки, точную дату которой ни он, ни власти Азербайджана не называют, Лапшин не написал ничего такого, что может попасть даже под статьи 147 (клевета) и 148 (оскорбление) УК АР. Первый репортаж из Баку его прошлогодней поездки датируется 15 июня и завершается пятой публикацией 22 июня. Это означает, что он пробыл в Азербайджане неделю и, скорее всего, публиковал свои статьи, находясь в стране.
«Если он выставлял свои материалы из Баку, почему здесь никто на это не реагировал? Второе, в его блоге не написано ничего такого о своем третьем турне в Азербайджан, что могло бы позволить применить против него статью 281 УК АР (публичные призывы, направленные против государства)», – задается вопросом автор.
По его словам, о чем писал блогер по результатам посещения Карабаха в 2011-2012 годах, азербайджанцам неизвестно, так как в блоге эти «впечатления» удалены, а азербайджанские власти не представили общественности эти публикации. И если они имели место, то почему не возбуждали уголовное дело уже в 2011 или 2012 годах и не требовали его выдачи у государств, гражданином которых он является.
Так, Лапшину вменяется в вину незаконное посещение Азербайджана. Но в данном случае блогер, рискуя собственной безопасностью, совершил переход границы. Неизвестно, были ли наказаны за легальный въезд и выезд Лапшина какие-либо чиновники, возбуждены ли против них уголовные дела? Непонятно также, как он мог пройти пограничный контроль даже с другим паспортом, так как глаза на фото в биометрических паспортах (Лапшин получил биометрический украинский паспорт в апреле 2016 года), отпечатки пальцев не меняются, и компьютер должен был непременно вычислить его. Об этом ничего не говорится. Азербайджанские власти в данном случае в традиционной для себя манере решают внутренние проблемы без общественной огласки. Возникает также вопрос, знали или нет компетентные органы о пребывании Лапшина в Азербайджане в июне 2016 года, ведь он, помимо Баку побывал также в Красной слободе в Губе.
Кроме того, как отмечается в статье, случай Лапшина разительно отличается от историй его собратьев по «Черному списку». Азербайджанские власти не возбуждали уголовных дел и не требовали выдачи по линии Интерпола других известных лиц, которые были включены в «Черный список».
«Если речь идет о защите государственной безопасности и национальных интересов, то кто дал право официальным лицам в Баку вольно использовать законодательство, как некий собственный домашний устав?» – пишет автор.
Подчеркивается, что МИД Азербайджана, призывая не политизировать вопрос Лапшина, уже его политизировал: и выдвинутыми статьями обвинения, и процедурой задержания, и экстрадицией. Но самое главное, что вытекает из доступных публичных материалов, Лапшин, все же, арестован за свободу выражения, а это уже прерогатива различных международных правозащитных и журналистских организаций и даже международных судебных инстанций со всеми вытекающим последствиями.
Отмечается также, что Азербайджан рискует подвергаться критике за преследование людей за свободу выражения и представляется не правовой страной, где избирательно используется законы. Против Азербайджана может быть организована новая волна протестов, сократится число посещений Азербайджана туристами, обеспокоенными действиями властей, усилятся негативные медийные оценки в отношении страны в знак солидарности с Лапшиным.
Отметим, что блогер и путешественник Александр Лапшин ранее вызвал волну возмущения в Азербайджане серией своих постов из Баку, в которых рассказывал о бакинских трущобах, а также фактом приезда в Азербайджан, где он внесен в так называемый «черный список» МИД за посещение Нагорно-Карабахской Республики.
Лапшин еще в 2011 году назвал этот «черный список» МИД пустой бутафорией и предупредил, что спокойно посетит Азербайджан тогда, когда ему это будет нужно. Со времени внесения его имени в список он посетил Азербайджан дважды – в 2012 и в июне 2016.
В частности, он сообщил о некоторых нюансах морально устаревшей системы работы пограничной службы Азербайджана, базы данных которой не функционируют в режиме онлайн и обмен данными между различными пунктами пересечения границ осуществляется, по сути, в «ручном» режиме, что и сыграло на руку Лапшину.
Иронизируя, Лапшин отмечал, что у него не укладывается в голове, что «целое азербайджанское государство ведет борьбу с каким-то там блогером». Он также пообещал в 2017 году вновь посетить Азербайджан, власти которого с колоссальной долей вероятности опять «профукают» этот приезд.
Кроме того, он писал, что все больше разочаровывается страной под названием Азербайджан, «попавшей в руки бездарностей, порочащих не только имидж страны, но и память собственных погибших».
Добавим, что 15 декабря стало известно о том, что блогера задержали в столице Беларуси по запросу Азербайджана по статье «публичные призывы, направленные против государства». Заместитель генерального прокурора Беларуси постановил удовлетворить просьбу Генпрокуратуры Азербайджана о выдаче Лапшина для привлечения к уголовной ответственности по ст. 281.2 и ст. 318.2 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики. Минский городской суд 26 января отклонил жалобу блогера, оставив в силе решение Генпрокуратуры республики. Верховный суд Беларуси 7 февраля оставил без удовлетворения жалобу блогера Александра Лапшина на решение о его выдаче Баку. В тот же день спецрейсом он был доставлен в Баку.
Смежные статьи
- Генпрокуратура Беларуси признала: Блогера Лапшина не объявляли в международный розыск
- Эксперт: Арест и экстрадиция в Азербайджан российско-израильского блогера Лапшина может нанести урон официальному Баку
- Одиссея блогера Лапшина и поражение России
- Эксперты: Экстрадиция в Азербайджан известного блогера Лапшина обернется большими проблемами как для Баку, так и для Минска
- Акция протеста в Австралии против ареста Лапшина: диктаторский Азербайджан пытается «экспортировать» репрессии в отношении свободы слова
- Израильские СМИ: Экстрадиция блогера Александра Лапшина в Азербайджан обернется реальной угрозой для его жизни
- Попытки МИД Израиля предотвратить экстрадицию блогера Лапшина в Азербайджан из-за посещения НКР – в центре внимания израильских СМИ