«В глазах детей была страшная боль»: Светлана Кульчицкая о блокадном Степанакерте
В Российско-Армянском университете 16 февраля прошла встреча с российской журналисткой, автором документальных фильмов о карабахской войне Светланой Кульчицкой, а также с соучредителем «Санкт-Петербургского Комитета гуманитарной помощи Арцаху» Константином Воеводским. В ходе встречи, посвященный 25-летию прорыва блокады Степанакерта, гости рассказали о событиях тех дней, поделились не просто воспоминаниями, а переживаниями, которые, по их словам, передать невозможно.
«Мы приехали в Армению рассказать армянам про армян», – сказала российская журналистка, подчеркнув важность сохранения воспоминаний и свидетельств очевидцев.
«Во время перестройки, когда началась проблема Карабаха, Константин был одним из тех, кто ею активно занимался. Благодаря ему я узнала, что происходит с армянским народом, и решила разобраться в происходящем самой», – отметила Светлана Кульчицкая.
Воспоминания журналистки о страшных днях, просмотр фильмов о Степанакерте заставили погрузиться всех присутствующих в годы карабахской войны. Рассказы гостей о сплоченности и стойкости армянского народа, юмор, который люди не теряли даже в те годы, заставляли аудиторию моментами улыбаться, но боль, смерть и множество покалеченных человеческих судеб, о которых поведали очевидцы событий тех дней, не могли оставить никого равнодушным.
«Больше всего меня интересовало, как выживают люди во время войны, что они чувствуют. Мы поселились в школе, вместе с ребятами из отряда. Среди них был парень по имени Сергей, который работал на местном телевидении оператором и писал. На второй день знакомства он повел нас в гости к своим родным. Дом был наполовину разрушен, верхних этажей не было. И мы разговаривали с ними до утра. А утром Сергей с отрядом ушел в разведку. Мы с моим оператором бродили по городу и снимали, а ближе к вечеру вернулись в школу. А там – ребята делают гроб для Сергея», – рассказала Светлана Кульчицкая.
Гости рассказали о множестве людей, с которыми они познакомились в те годы, и всех их объединяло одно: человеческое горе, непонимание, как бороться с ненавистью в себе, как найти силы снова жить после потери отца, мужа, сына, которые вынуждены были защищать свои земли.
Светлана Кульчицкая рассказала, как однажды увидела мальчика на ослике. Нужно было взять у него интервью. Но перед этим журналистка узнала, что на глазах этого мальчика зарезали его родителей, братьев и сестер. Сам он выжил чудом, успев спрятаться под кроватью.
«Глаза у мальчика были безумно красивые, но я не могла в них смотреть. Было ощущение, что он намного старше меня, что он знает то, чего не знаю я, он пережил такую боль, которую я никогда не испытывала», – отметила С. Кульчицкая.
Российская журналистка считает, что главная задача правительств любых государств – сделать все возможное, чтобы его народ не шел убивать другой народ, потому что в таком случае этому народу не остается ничего другого, как защищаться.
«Я брала интервью у одной женщины, сын которой погиб в бою. Она сказала тогда, что ненавидит, но понимает азербайджанских матерей, ведь у них, как у нее, погибают дети», – рассказала Светлана Кульчицкая.
С. Кульчицкая отметила, что с особым трепетом вспоминает о проведенных вечерах за разговорами и о дружелюбных людях, которые ей в те годы, в блокадном Степанакерте, стали воистину родными.
Журналистка призналась, что тогда ни разу не заплакала, хотя на ее глазах умирали люди и слезы подступали к горлу. Однако когда она приехала в Степанакерт в 2012 году и вспомнила обо всем, то зарыдала и не могла вымолвить ни слова от нахлынувших горьких воспоминаний.
«На мой взгляд, задача любого журналиста – не доводить людей до состояния враждебной экспрессии. Стараться анализировать различные мнения и разбираться в проблеме, находить нужный подход к аудитории. Журналист должен разобраться в проблеме до конца и только потом преподносить ее народу», – сказала журналистка, указав на опасность милитаристской риторики в современных медиа, в особенности в России и Азербайджане. Она рассказала, что дававший ей в свое время интервью мальчик-азербайджанец сейчас вынужден обливать ее грязью и отказываться от своих слов, чтобы выжить. Она подчеркнула недопустимость подобных явлений.
В свою очередь Константин Воеводский рассказал, каким образом доставлялась гуманитарная помощь в Карабах. «Каждый доставлял все, что мог, потому что на тот момент армянский народ нуждался абсолютно в любой помощи», – поделился соучредитель «Санкт-Петербургского Комитета гуманитарной помощи Арцаху».
Встреча завершилась просмотром документальных фильмов Светланы Кульчицкой «После обстрела» и «Живите». Присутствующие стали свидетелями реальных картин войны, бедствия народа и стойкости армянского духа.
Смежные статьи
- Г. Мелик-Шахназарян: Целью политики и военных действий Азербайджана являлось и является гражданское население
- Сергей Минасян: Сложившаяся в Азербайджане ситуация заставляет Баку использовать фактор эскалации
- Константин Воеводский: Азербайджан вел информационную войну еще до развала СССР
- Светлана Кульчицкая: Степанакерт 25 лет назад напоминал блокадный Ленинград
- Эмиль Бабаян: Тактика применения насилия против мирного населения продолжает оставаться характерной для Азербайджана
- Замглавы МИД Армении: Баку не отказался от политики государственного террора, просто имитирует переговорный процесс
- В Ереване проходит экспертное совещание «Прорыв Блокады Степанакерта: 25 лет спустя»