Глава МИД Армении: Карабахская проблема – не территориальный спор, это вопрос прав человека
Карабахская проблема – не территориальный спор, это вопрос прав человека, заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян в интервью германскому агентству Deutsche Welle. Текст интервью приводит пресс-служба МИД РА.
Отрывок из интервью приводим ниже:
Вопрос: Что если удастся найти компромисс с Азербайджаном по поводу территориального вопроса, как, с вашей точки зрения он мог бы выглядеть?
Эдвард Налбандян: Вы, видимо, хорошо подготовились к интервью, но по Карабаху задали вопрос, который неверно отражает суть этого конфликта. Это не территориальный спор, это вопрос прав человека…
Вопрос: Я задаю гипотетический вопрос.
Эдвард Налбандян: Даже гипотетически здесь речь не идет о территориальном споре. Это Азербайджан пытается так представить. Видимо, Вы из азербайджанского источника почерпнули сведения для этого вопроса. Это вопрос прав человека, основополагающем праве – праве на самоопределение. Это тот конфликт, который на мировой арене отличается от других тем, что Соединенные Штаты, Россия и плюс Франция, в некотором роде от имени Евросоюза, выступают с единых позиций. Они выработали и предложили сторонам конфликта общий подход относительно того, как эта проблема может быть урегулирована. А стороны конфликта – это прежде всего Азербайджан и Нагорный Карабах, а также Армения. Эти подходы отражены в пяти заявлениях, которые сделали президенты стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ – США, Франция и Россия. Мы заявляли и заявляем, что готовы на этой основе идти на урегулирование. Странами-сопредседателями предложены определенные принципы и элементы, и при этом главами государств и министрами иностранных дел неоднократно отмечалось, что эти принципы, элементы выработаны как единое целое, и нельзя отделять один принцип от другого, один элемент от другого. В отличии от армянской позиции, Азербайджан пытается делать вид, что этих заявлений вообще не существует.
На саммите Восточного партнерства в Риге азербайджанская делегация покинула зал заседаний из-за того, что в общей итоговой декларации, которая касалась Восточного партнерства, а не конфликтов, в огромном тексте один небольшой параграф был посвящен урегулированию конфликтов на пространстве Восточного партнерства. По Нагорному Карабаху страны ЕС предложили ссылку на пять заявлений президентов стран-сопредседателей, как основы для компромиссного решения, и все члены Восточного партнерства это поддержали, кроме Азербайджана.
Вопрос: Вы могли бы сказать, как видите компромисс? Раз я плохо подготовилась, расскажите, как Вы видите компромисс с Вашей точки зрения, который устроит обе стороны?
Эдвард Налбандян: Вы знаете, даже эксперты не очень глубоко разбираются в этом вопросе. А Вы просто для интервью просмотрели материалы и задаете острые вопросы.
С точки зрения компромисса для всех сторон, я упомянул пять заявлений, содержащих предложения, сделанные главами государств – президентами США, Франции и России. Это они предлагают, не Армения. Это три принципа – неприменение силы или угрозы силой. Как вы знаете, Азербайджан продолжает ежедневно угрожать и не только угрожать, но и применять силу. Второе – это право на самоопределение, и третье – это территориальная целостность. Вот сочетание этих трех принципов...
Вопрос: Территориальная целостность какой страны?
Эдвард Налбандян: Территориальная целостность всех, не вообще какой-то страны, а как принцип международного права. Вот на основе этих принципов и нужно решать конфликт. Азербайджан говорит только о территориальной целостности и причем со своей интерпретацией. Если бы использовалась та интерпретация, которую предлагает Азербайджан, то сейчас бы не было столько стран-членов ООН, которые стали независимыми государствами, как раз воспользовавшись правом на самоопределение. Суть проблемы – это самоопределение народа Нагорного Карабаха, который провел в соответствующее время референдум, и на этом референдуме население проголосовало за независимость. Так вот в этих предложениях сопредседателей говорится, что окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть решен путем свободного волеизъявления населения Нагорного Карабаха, который будет иметь международно-правовую силу. Формула, в которой все сказано. Вот от этого и шарахается Азербайджан. Международное сообщество говорит одно, а Баку совершенно другое. Население Нагорного Карабаха должно само решать – как им жить, и какую оно хочет иметь судьбу. На основе мадридских принципов, которые были предложены сопредседателями еще в ноябре 2007 года, мы ведем до сих пор переговоры. Однако, каждый раз, когда мы приходим к какими-то договоренностям и определенным компромиссам, Азербайджан делает шаг, а иногда и несколько шагов назад.