Лавров: Посредники будут добиваться переговоров, способных разрядить не самую лучшую атмосферу вокруг Карабаха
Сайт МИД РФ приводит дополнительные подробности с совместной пресс-конференции главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова по итогам переговоров с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном 22 февраля.
Вопрос: Сейчас урегулирование нагорно-карабахского вопроса затормозилось. Для нас очевидно, что это торможение связано с той неконструктивной позицией, которую занимает азербайджанская сторона. Там же предпочитают винить в этом переговорщиков. В частности, они обвиняют в бездействии Минскую группу ОБСЕ и всячески стараются сменить формат переговоров, пытаются перенести его на парламентские уровни. Как Вы думаете, может ли смена формата способствовать ускорению решения карабахского вопроса?
С. Лавров: Если мы действительно привержены принципиальным договоренностям о необходимости искать общеприемлемые решения, то, по моему глубокому убеждению, альтернативы нынешнему формату работы с сопредседателями Минской группы ОБСЕ не существует. В пользу этого неоднократно высказывались и руководители Азербайджана и Армении в тех документах, под которыми стоят их подписи, либо которые они совместно принимали. За сохранение лидирующей роли «тройки» сопредседателей не раз выступали и все члены ОБСЕ.
Сопредседатели не бездействуют, я не могу так квалифицировать то, что сейчас происходит в рамках этой «тройки». В трехсторонних документах, которые регулярно распространялись в качестве официальных документов ОБСЕ, сопредседатели поддерживали ускорение и активизацию переговорного процесса. В последнем таком документе, который был принят «на полях» Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, очень четко подчеркнута недопустимость применения силы для урегулирования тех или иных ситуаций, включая урегулирование нагорно-карабахской проблемы, недопустимость воинственной риторики и необходимость полной реализации договоренностей, достигнутых на саммитах с участием президентов Азербайджана и Армении в Вене и в Санкт-Петербурге с участием также Президента России Владимира Путина. Эти документы открытые, они абсолютно недвусмысленно говорят о необходимости работать в этом формате и в русле тех принципов, которые были согласованы сторонами при поддержке сопредседателей.
Вопрос: Как сопредседатели Минской группы ОБСЕ собираются претворять в жизнь выполнение всех уже озвученных здесь договоренностей, когда Азербайджан фактически отказывается соблюдать их?
Прокомментируйте, пожалуйста, попытки Азербайджана по закрытию офиса ОБСЕ в Ереване.
С. Лавров: Что касается дискуссий, которые идут в ОБСЕ, относительно офиса этой организации в Ереване, нам его судьба небезразлична. Мы в принципе всегда поддерживаем принцип, согласно которому страновые бюро, офисы открываются в соответствии с пожеланием соответствующего государства-участника ОБСЕ. В данном случае, нам это тем более небезразлично, потому что это бюро возглавляется российским гражданином.
Что касается конкретных программ, которыми занимаются те или иные офисы в той или другой стране, то, конечно, эти программы должны отвечать принципам ОБСЕ и не должны вызывать каких-то сомнений, подозрений в том, что так оно и есть. В данном случае у наших азербайджанских коллег возникли вопросы. Сначала германское председательство, потом уже в этом году австрийское председательство, активно занимались тем, чтобы эти вопросы снять. Как мне кажется, последние предложения, которые подготовило австрийское председательство, решает все возникающие проблемы. Надеюсь, к нему можно будет вернуться в ближайшее время и что оно поможет преодолеть эту нынешнюю, не очень хорошую для ОБСЕ ситуацию.
Что касается вопроса о том, как сопредседатели планируют претворять в жизнь имеющиеся договоренности, то у сопредседателей нет иного выхода, кроме как политико-дипломатические средства. Мы будем продолжать вместе с нашими французскими и американскими партнерами активно продвигать шаги, позволяющие создать оптимальные условия для проведения конструктивных переговоров, которые разрядили бы не самую лучшую, эмоциональную атмосферу, царящую вокруг НКУ, и рассматривать за столом переговоров конкретно те предложения об урегулировании этого конфликта, которые продвигала, как вы знаете, российская сторона и которые активно поддерживаются американским и французским сопредседательством.