«Голос Армении»: Народ почувствовал необходимость коммунистов в парламенте
Кндидат в премьер-министры от Компартии Армении, председатель Прогрессивной объединенной компартии, председатель Союза отечественных товаропроизводителей Армении Вазген Сафарян заявил в интервью газете «Голос Армении, что народ почувствовал необходимость коммунистов в парламенте.
- После 1991 года коммунисты проходили в парламенты лишь первого и второго созывов - в 1995 и 1999 годах. Фактически с 2003 года в течение 14 лет коммунисты не были представлены в законодательной власти. Чем обусловлена новая попытка попасть в НС, учитывая, что предыдущие оказались неудачными?
- Действительно, коммунисты не прошли в парламенты предыдущих трех созывов, не были серьезно подготовлены. Но мы сделали соответствующие выводы. Впрочем, в данном случае время пошло нам на пользу: народ почувствовал необходимость коммунистов в парламенте. Наше отсутствие в течение последних 14 лет выразилось в ухудшении социально-экономического положения нашего народа, в непрекращающейся миграции, сокращении рабочих мест и росте безработицы, которая, по официальным данным, составляет уже 18%, в недостатке в парламенте конструктивного подхода. Уверен, что народ понял все это. Поэтому наше участие в предстоящих выборах – это не просто стремление политической партии быть в гуще политических событий. Мы считаем себя ответственной оппозицией, политической силой, ответственной за судьбу нашего народа, за 70-летнее социалистическое прошлое Армении. Исходя из этого мы и решили баллотироваться, предлагая избирателю социальные гарантии, которые предоставляло государство в советские годы, – бесплатное образование, бесплатная медицина, право на труд. Согласно нашей действующей Конституции, каждый гражданин имеет право свободного выбора на труд. Но это право многие не могут реализовать за неимением выбора: сегодня люди, имея диплом о высшем образовании, согласны на любую работу. Мы будем бороться за создание новых рабочих мест, чтобы человеку труда было гарантировано право на труд.
- Вы сказали, что народ чувствует необходимость возвращения коммунистов во власть. Ваша уверенность основана на результатах социсследований? Вы считаете, это реальная потребность или ностальгия?
- На мой взгляд, люди реально чувствуют такую необходимость. Потому что наш народ по сути своей, по генетике социалистичен. Находиться в обществе, опираться на него - это природа нашего человека. Вернуть социализм – это то, чего хочет наш народ. Мы готовы для этого приложить максимум усилий, вернуть нашему народу социальную справедливость, социальную защищенность и всеобщее равенство перед законом.
- Из ваших слов выходит, что к этим выборам вы серьезно подготовились. Что это значит, вы пересмотрели свою программу?
- Это значит, что мы изучили социально-экономическое положение и намерены предложить новую концепцию развития нашей экономики. Уверен, что рыночная экономика, при которой мы живем уже 25 лет, без государственного регулирования приводит к хаосу в экономике. Поэтому в нашей программе акцентируется регулирующая роль государства в экономике с применением индикативного планирования. Именно это мы и намерены вынести на суд избирателя.
Посмотрите, как используются наши природные ресурсы – к примеру, медный концентрат, молибденовый концентрат, которые вывозятся в качестве полусырья. Почему все это не обрабатывается до конечного продукта, до катодной меди или хотя бы до черновой меди? В год мы вырабатываем 370 тысяч тонн медного концентрата, основная часть которого вывозится. Нужно построить медеплавильный завод, уже пришло время для этого. И это, заметьте, не предвыборная тема, я об этом говорю в течение уже многих лет – и в Общественном совете, и на слушаниях, и в СМИ, и с высшим руководством.
Оказавшись в парламенте, мы намерены выступить с соответствующей – запрещающей экспорт сырья – законодательной инициативой, которая будет способствовать строительству медеплавильного завода . То же касается золота. В год мы вывозим порядка 4 тонн золотосеребряного сплава доре, получаемого на золоторудных месторождениях. Почему бы не построить хотя бы небольшой аффинажный завод? Кстати, такой завод "Голдфактор" у нас имеется, но те, кто эксплуатирует наши рудники, не проявляют конструктивного подхода. Поэтому мы считаем, что нужны законы, регулирующие эту отрасль.
О заводе "Наирит" мы говорим давно – уже 18 лет. Сейчас многие партии подхватили эту тему, которая может принести им политические дивиденды. Но мы не только говорим, но и делаем шаги. В частности, в России, Китае ищем инвесторов, чтобы запустить завод. Мы предлагали конкретный план – образовать промобъединение "Южный промышленный узел" на базе Ереванской ТЭЦ и ЗАО "Завод Наирит". Это экономически обоснованно, поскольку ТЭЦ работает на газе, поставляемом из Ирана. Если к поставляемым ежегодно около 500 млн кубометрам газа добавить еще 80 млн кубометров для "Наирита", то последний может на этом газе выработать 12 тысяч тонн хлоропренового каучука и другие ценные химические материалы. Кстати, в советские годы Ереванская ТЭЦ была построена для обеспечения "Наирита" электроэнергией и паром. Почему бы не вернуться к этому? Кроме того, в ходе технологического процесса производства хлоропренового каучука вырабатывается еще и синтез-газ, который можно направить в ТЭЦ для выработки электроэнергии для того же "Наирита". Получается замкнутый цикл. Наш каучук может быть намного дешевле, чем мировые цены других производителей. К тому же мы можем расплачиваться с Ираном за газ каучуком, остальное продать. Почему это сегодня не делается?
- Почему бы не предложить ваш план правительству?
- А мы написали программу выведения "Наирита" из кризиса.
- И какой был ответ?
- Пока ответа нет. Мы все еще ждем. Отмечу, что все наши предложения основаны на мнениях и расчетах специалистов. По мнению специалистов "Наирита", завод можно перезапустить, если кто-то вложит в него около 70 млн долларов. Я думаю, что это может сделать и государство с использованием частно-государственного механизма.
- Вы являетесь кандидатом в премьеры от коммунистов. Как вы оцениваете деятельность нынешнего премьера? Трудно будет конкурировать с ним? Что вы предлагаете в качестве альтернативы, кроме вышеперечисленного?
- Оценку деятельности премьер-министра и правящей Республиканской партии даст народ во время выборов. Мы считаем, что необходимо изменить экономическую политику.
Что касается наших предложений, то затрону другую болезненную тему - Ванадзорский химкомбинат, которым мы тоже давно занимаемся. В 2016 году государство выделило 2,6 млрд драмов двум организациям "Берриутюн" и "Цахкац айги" на импорт из Грузии 32 тысяч тонн азотных удобрений, а также 840 и 420 тонн калиевых и фосфорных удобрений соответственно. Но если бы государство вместо этого аккумулировало эти 2,6 млрд драмов и еще какие-то другие средства, вложив их в химкомбинат, то там можно было бы организовать производство этих самых азотных удобрений. Представьте, сколько человек могли бы там работать.
Возьмем неметаллические материалы, которыми богата Армения: фельзит, даламит, туф... Если государство вложится, применив механизм частно-государственного сотрудничества, то мы сможем поднять производство этих материалов и экспортировать.
Арагацский завод по производству перлита за 1,2 млн долларов продали какому-то американцу с тем, чтобы он ежегодно экспортировал очень большое количество перлита и организовал здесь производство фильтр-порошков из перлита, которые нужны в нефтехимическом и пищевом производстве. До недавнего времени такие фильтры продавались за 1200-1400 долларов. Мы бы могли производимые здесь эти фильтры продавать в Россию за 600-700 долларов. Но завод продали, и нет спроса с того, кто этот завод эксплуатирует, вернее, не эксплуатирует. Нужно призвать к ответу подобных неэффективных собственников, которые таким образом наносят вред нашей стране, нашей экономике. То же касается шинного завода. У нас есть план его восстановления вкупе с "Наиритом". Последний является системообразующим предприятием, и на его базе можно десятки заводов запустить.
Иными словами, в нашей программе акцент делается на промышленность, на внутреннюю и международную кооперацию промышленности. Мы считаем, что государство должно широко использовать механизм частно-государственного сотрудничества. Это означает, что предприятию, у которого нет средств для развития, государство может давать кредиты под низкие проценты, может само стать пайщиком этого предприятия. Я беседовал с руководителями многих предприятий, они не против, чтобы государство было с ними в доле.
- Да, но государство само сегодня в долгах как в шелках...
- И тем не менее таков путь к оздоровлению экономики. Это единственный выход. Да, внешний долг около 6 млрд долларов, это больше чем 50% от ВВП. Мы считаем, что ежегодно необходимо обеспечивать 7-8-процентный экономический рост, чтобы предотвратить негативные процессы в экономике. Наша программа способна обеспечить этот рост путем мобилизационной промышленной политики.
- Вы считаете себя оппозиционной силой. Почему вы не объединились с другими партиями в блок?
- Мы не могли этого сделать, поскольку наша идеология не соответствует идеологии других партий. Мы за коренное изменение экономической политики с усилением роли государства в экономике. Что может быть у нас общего с олигархами?
- Ну почему только с олигархами? А партии социалистического толка?
- Мы за чистоту нашей идеологии. При этом отмечу, что мы настроены на позитивную предвыборную кампанию и не намерены чернить какую-либо силу. Мы просто представим свои аргументы, пусть народ сам выбирает.
- При таком вашем отношении интересно было бы узнать, с кем из участников предвыборной гонки КПА, если она пройдет в парламент, считает возможным объединиться, чтобы получить возможность влиять на принимаемые в стране решения?
- Мы будем искать союзников для реализации того или законопроекта независимо от партийной принадлежности. Мы будем конструктивной оппозицией, сотрудничающей со всеми силами, которые поддержат наши проекты, и, наоборот, сами поддержим проекты коллег, которые облегчают социальное положение наших граждан. Но все это не во вред своей идеологии.