К 29-й годовщине геноцида армян в Сумгаите: В морге было полно трупов, я опознал отца только по зубам и по мизинцу на ноге
К 29-й годовщине геноцида армян в Сумгаите Panorama.am представляет свидетельства очевидцев трагедии, которые ранее были опубликованы в сборнике «Сумгаитская трагедия в свидетельствах очевидцев». В двух томах этого издания, осуществленного в рамках проекта «Обыкновенный геноцид» Центра общественных связей и информации Аппарата Президента Армении, собраны рассказы очевидцев «сумгаита», которые передают весь ужас и кошмар творившегося в азербайджанском городе 27, 28 и 29 февраля 1988 года. Воспоминания свидетелей, записанные как по горячим следам, так и годы спустя, позволяют восстановить картину геноцида, осуществленного властями Азербайджана против армянского населения Сумгаита и оставшегося безнаказанным преступлением против человечности.
Аракелян Арсен Арташевич, 1966 года рождения.
Из показаний, данных в ходе судебного процесса о преступлениях против армянского населения Сумгаита, проходившего в Верховном суде СССР 18 октября - 18 ноября 1988г.
«Я был студентом Азербайджанского политехнического института… 29 февраля утром в 7:30 направился к автовокзалу, чтобы поехать в Баку на занятия. На автовокзале было много солдат с дубинками. Отец был со мной, пришел меня провожать. В 8 ч. мне удалось сесть в автобус и поехать в Баку. Со мной учился парень, Э. Джабаров из Сумгаита, азербайджанец. Он рассказал, что видел, как раздевали беременную женщину и издевались над ней…
В тот же день вечером я вернулся в Сумгаит. На улицах увидел очень много БТРов. А на автовокзале повсюду была кровь - очень много крови, камней, валялось нижнее белье. Недалеко от автовокзала громили квартиры армян, хотя рядом проходили БТРы и все это видели. Но, к моему удивлению, военные не спешили на помощь людям… Я пошел в свой квартал и сразу заметил, что на нашем балконе тоже есть люди. Они все были одеты в черное. Ко мне подбежала соседка тетя Аня и сказала: ”Арсен, убегай, тебя тоже убьют”. А я не знал, куда бежать, кого звать на помощь… Горком находился недалеко. Там было очень много солдат и БТРов - горком очень хорошо охраняли. А недалеко убивали людей…
Когда уже стемнело и все разошлись, я подошел к нашему дому. Все было разгромлено. Я поднялся в нашу квартиру. Дверь квартиры была сломана. Я зашел в квартиру и не узнал ее, все было разбито целого ничего не осталось. Спустился, хотел уйти. Ко мне подошел знакомый парень и сказал, что недалеко женщина лежит на асфальте, еще живая. Я подошел и увидел, что это моя мать… Побежал за машиной. Останавливал машины, объяснял, умолял – не помогли. Потом я побежал в “скорую”, это недалеко. Там сидела женщина, и я стал умолять ее помочь. Она говорит: ”Звоните в милицию”. Я попросил, чтобы они позвонили, но мне ответили, что у них нет телефона. Я вышел и стал останавливать машины “скорой помощи”. Однако опять никто не желал помочь. Потом я пошел в пожарную часть, чтобы оттуда позвонить. Однако мне не дали позвонить. Сказали, звони из газовой конторы. Оттуда я дважды звонил в милицию, там ответили: “Ждите”. Но помощи так и не последовало…
Я пошел в 8-ое отделение милиции. После долгих уговоров они, наконец, взяли грузовую машину и приехали в наш квартал. Мать хотели везти в кузове, но я не согласился, взял ее в кабину. Мы поехали в “скорую”. Там маму посадили на бетон. Я попросил врачей, чтобы дали хоть какую-нибудь тряпку, чтобы накинуть на нее. Они ничего не дали и даже начали ругать меня. Врачи стояли, переговаривались между собой и так ничем не помогли. Потом я вынужден был на том же грузовике отвезти маму в какую-то больницу. Там были врачи из Баку и ее повезли туда…
Потом я начал искать отца. У меня не было документов, поэтому меня обратно в Сумгаит не пускали, был комендантский час. Однажды в больницу пришел следователь и сказал, что хочет меня допросить. Мы пошли к нему и он сказал, что есть неопознанные трупы. Мы пошли в морг, там было полно трупов. Следователь мне показал два трупа. У одного голова была сильно разбита. А другой был полностью обуглен. Показав на последний, следователь спросил: “Узнаете?”. Я никак не мог опознать. Потом вспомнил, что у отца были золотые зубы… Я опознал отца по зубам и по мизинцу на ноге».
Напомним, что 26-29 февраля 1988 года в условиях фактического пособничества местных властей и бездействия руководства СССР в городе Сумгаит Азербайджанской ССР были совершены массовые погромы мирных жителей, сопровождавшиеся беспрецедентными по жестокости убийствами, насилием и грабежами в отношении армянского населения города. Погромы армян в Сумгаите были тщательно организованы. На митингах, начавшихся 26 февраля на центральной площади, руководители города открыто призывали к насилию в отношении армян.
27 февраля митинги переросли в насильственные действия, в которых участвовали нескольких сотен погромщиков. Вооруженные топорами, ножами, специально заточенной арматурой, булыжниками и канистрами с бензином и имея на руках заранее составленные списки квартир армян погромщики врывались в дома, учиняя там разгром и убивая хозяев. При этом людей чаще всего выводили на улицы или во двор для публичного глумления над ними. После мучительных издевательств и пыток жертв обливали бензином и сжигали заживо. 29 февраля в Сумгаит были введены армейские войска, однако без приказа вмешиваться. Лишь к вечеру, когда озверевшая толпа начала нападать на самих солдат, воинские подразделения приступили к решительным действиям.
Точное число жертв сумгаитских погромов неизвестно до сих пор. Согласно официальным данным, погибли 27 армян, однако есть многочисленные свидетельства о том, что за три дня в городе было убито несколько сот армян. Есть также свидетельства того, что погромы координировались сотрудниками КГБ Азербайджана. Сумгаитские палачи впоследствии были провозглашены в Азербайджане национальными героями.
Фильм «Обыкновенный Геноцид. Сумгаит 1988» можно посмотреть по ссылке
Смежные статьи
- Самвел Шахмурадян в 1991 году: Сумгаитское преступление было организовано центральными и азербайджанскими властями
- М. Григорян: Одна из традиций политики Азербайджана – героизация преступников – была заложена именно в Сумгаите
- М. Григорян: Вторая книга цикла «Сумгаитская трагедия в свидетельствах очевидцев» – мощный удар по азербайджанской пропаганде
- К 27-й годовщине Сумгаитских погромов… «Они все кричали на азербайджанском языке “Смерть армянам, долой армян!”»
- Л. Графова: Погромы армян в Сумгаите – не стихия разбушевавшихся «хулиганствующих элементов», а тщательно организованный геноцид
- К 27-й годовщине Сумгаитских погромов… «Женщину и дочку ее таскали по двору, мучили, а потом выкинули тела прямо к милиционерам»
- К 27-й годовщине Сумгаитских погромов… «Говорят о 27 убитых, но на самом деле было гораздо больше»
- К 27-й годовщине Сумгаитских погромов… «Азербайджанцы прекрасно знали адреса армян и прямиком поднимались в их квартиры»
- К 27-й годовщине Сумгаитских погромов… «Мужчина лет 30 руководил толпой и громко приказывал: „20 человек идут в этот подъезд!”»
- Фотографии из 2-го тома сборника «Сумгаитская трагедия в свидетельствах очевидцев» могут добавить новые имена в список жертв