Лейла Юнус: В Азербайджане правящий режим держится на репрессиях, страхе и подавлении граждан
В Азербайджане за все время правления Ильхама Алиева помилования не могли сильно сократить список жертв политических репрессий, а последнее помилование вообще продемонстрировало полное игнорирование обращений даже близких к власти структур о помиловании. Об этом заявила азербайджанская правозащитница Лейла Юнус в интервью главному редактору телевизионной программы «Азербайджанский час», руководителю русской редакции «Туран TV» Эмину Ахмедбекову.
По словам Юнус, в Азербайджане работает конвейер репрессий. Из заключения можно выйти по помилованию, по решению суда, по окончании срока. А причины ареста могут быть самые неожиданные – от шутки в соцсети Facebook по поводу правящей семьи (от 5 до 8 лет общего режима), критики представителя местной власти (от 3 до 6 лет) до участия в социальных протестах (от 3 до 7 лет).
«Именно на репрессиях, страхе и подавлении граждан эта власть стоит и держится. Я начала составлять списки политических заключенных еще в советское время и все 30 лет своей правозащитной деятельности составляю эти списки», - подчеркнула Юнус.
Так, первый список политзэков она составила 5 декабря 1988 года. Самый большой список был составлен в 2001 году, когда Азербайджан вступил в Совет Европы. Тогда в список были включены 714 человек. После этого список не опускался ниже 100 имен.
«В 2013-2015 гг. Ильхам Алиев, заручившись поддержкой лояльных депутатов ПАСЕ, которые проголосовали против резолюции “Политические заключенные в Азербайджане”, подготовленной немецким депутатом Кристофером Штрассером, почти уничтожил институты гражданского общества. Испугавшись возможных санкций, он вынужденно отпустил известных активистов гражданского общества. В настоящее время он продолжает политику подавления и репрессий», - говорит правозащитница.
После помилования к Новруз байраму в заключении находятся 162 политзаключенных. Как отмечает Юнус, в списке появилась новая группа – «Жертвы социальных протестов». После падения цен на нефть и социально-экономического кризиса у граждан Азербайджана просто не хватает денег на жизнь – на оплату возросших коммунальных услуг, на продукты питания. В такой ситуации социальные протесты граждан вполне предсказуемы. С целью их подавления и предотвращения режим не увеличивает зарплаты, не понижает оплату за коммунальные услуги, а репрессирует участников социальных протестов.
Не уменьшается число арестованных и в группе «Журналисты и блогеры». Абдул Абилов вышел, его место заняли Мехман Гусейнов и Эльчин Исмаиллы.
«Новая тенденция в карательной системе режима - панический страх перед социальными сетями. Этот страх перед парой-тройкой фраз в Facebook лично мне не очень понятен. Но число узников соцсетей растет на глазах. Обратите внимание - Фуад Гахраманлы получил 10 лет и проходил по “Нардаранскому делу”. Но он не член движения “Мусульманское Единство”, не житель Нардарана. Он просто написал в Facebook свое мнение, свое обращение к нардаранцам о необходимости борьбы за свои социальные права. И все! 10 лет за одну фразу в Facebook», - отмечает Юнус.
Член молодежной организации «НИДА» Эльгиз Гахраманов позволил себе сыронизировать по поводу сравнений сына Ильхама Алиева с шахом Исмаилом и получил 5,5 лет заключения.
С мая 2013 года в заключении остается блогер Рашад Рамазанов, приговоренный к 9 годам лишения свободы за критику режима в социальных сетях. «У нас есть “узники памятника” - Гияс и Байрам. Сейчас я планирую написать специальный отчет об “Узниках социальных сетей, узниках Facebook”, как особой категории “узников совести” в авторитарном Азербайджане», - подчеркнула правозащитница.
По ее словам, самой большой по численности группой является «Верующие» – 103 человека. Последние годы отличаются ужесточением репрессий именно против мирных верующих. Причем, в репрессиях против верующих наблюдаются сразу несколько тенденций.
Так, их число постоянно увеличивается. Приговоры в отношении верующих, начиная с 2016 года, резко ужесточились. Если в 2011 году членам Исламской партии и ее председателю Мовсуму Самедову дали по 11-12 лет заключения, Талеху Багирзаде и его заместителю в январе 2017 года дали по 20 лет, многим членам движения «Мусульманское единство» - по 14 лет. Возросло также давление на верующих в заключении.
«Они боятся и ненавидят всех, кто не склонил головы. Офицеры, ветераны войны в Карабахе были первыми жертвами политических репрессий алиевского клана в 1995-1999 гг., активистов оппозиционных партий, журналистов, активистов гражданского общества подавляли с особой жестокостью с 2003 по 2015 гг. Результаты очевидны, в стране почти установлена диктатура», – говорит Юнус.
По ее словам, самой значительной операцией была акция подавления движения «Мусульманское единство» в Нардаране 26 ноября 2015 года. Приговоры, вынесенные по этому делу, отличаются особой жестокостью. Власти были уверены, что эта масштабная операция не вызовет никакой критики со стороны мирового сообщества. Ильхам Алиев был уверен, что забитые насмерть граждане будут восприняты с пониманием, как «борьба с террористами». Однако авторитетные международные правозащитные организации осудили и пытки в отношении арестованных и убийства невиновных. Например, «Всемирная организаций против пыток» и «Human Rights Watch» в своих обширных докладах вскрыли преступления режима в отношении жителей Нардарана и потребовали освобождения невинно осужденных.
Что касается репрессий против родственников активистов, правозащитница заметила, что отказ от родственника, критикующего политику диктатора, нужно не просто оправдывать, но и приветствовать. Ведь в течение месяца не менее 30 родственников активистов написали отказные письма от критиков режима. В письмах они должны отметить, что не разделяют «вредные» взгляды своего родственника, «полностью поддерживают политику президента и вице-президента» и что «Ильхам Алиев ведет Азербайджан к счастливому и светлому будущему».
Напомним, что 16 марта президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал указ о помиловании 423 заключенных. Среди них всего четверо узников совести. В связи с этим эксперты и правозащитники отметили, что указ не решил проблему политзаключенных и власти Азербайджана таким образом укрепляют авторитаризм в стране и наводят страх на народ.