Российский эксперт: Создание в ЕАЭС общего рынка газа приведет к снижению цен для Армении и Беларуси
Создание в ЕАЭС единого рынка газа, вероятно, приведет к снижению цен для Армении и Беларуси. Об этом заявил в беседе с корреспондентом EADaily ведущий эксперт российского Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.
Консультативный комитет по нефти и газу Евразийской экономической комиссии ранее одобрил программу формирования общего рынка газа в ЕАЭС. «В программе учтены экономические интересы государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая особенности функционирования и развития их газовых рынков, особенности национального законодательства. При этом формирование общего рынка газа является одним из важнейших приоритетов интеграционного сотрудничества», – отметил член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Адамкул Жунусов. Документ включает комплекс взаимоувязанных организационных, технологических и других мероприятий, обеспечивающих формирование общего рынка газа Союза, и содержит перечень из более 30 мероприятий.
«Создание единого рынка газа, вероятно, приведет к снижению цен для Армении и Белоруссии. Альтернативным вариантом был бы рост цен на российском и казахском рынках, чтобы унифицировать тарифы. А пойти на стремительный рост цен на газ российские власти не могут, так как это приведет к социальной напряженности», – отметил он.
«В чем еще выиграют страны-импортеры, так от усиления конкуренции между поставщиками. Единый рынок газа подразумевает свободный транзит газа между странами ЕАЭС. А это значит, например, что Беларусь или Армения смогут закупать газ у Казахстана, а Россия обязана будет прокачать этот газ по своей территории до потребителя», – указал Игорь Юшков.
«Я не совсем понимаю смысл данного коридора. Если мы говорим о газе, то Иран является конкурентом России на рынке «голубого топлива». Да, Армения и Грузия могут быть заинтересованы в получении газа из Ирана. Но только в том случае, если он будет дешевле российского. А этого явно не будет. Тегеран уже сейчас судится с рядом потребителей по вопросу цены. Иран не хочет продавать свое сырье дешево», – заявил Юшков.