После смерти блогера в бакинском СИЗО растет беспокойство за жизни заключенных активистов, исписавших памятник Гейдару Алиеву
Несмотря на утверждения о самоубийстве азербайджанского политзаключенного и блогера Мехмана Галдандарова в бакинском СИЗО, поведение Пенитенциарной службы и тайные похороны заставляют усомниться в том, что он покончил с собой. Как сообщает информационный портал «Кавказский узел», таково мнение участников общественных слушаний, организованных Центром защиты политзаключенных Азербайджана.
Так, член Национального совета демократических сил (НСДС) Ибрагим Ибрагимли считает, что в СИЗО невозможно совершить самоубийство.
«В СИЗО в коридоре постоянно ходит надзиратель, который периодически через глазок смотрит в камеры. Там нет одиночной камеры. В камере Галандарова был еще один заключенный. Совершение им самоубийства было невозможно», – уверен Ибрагимли.
Председатель НСДС Джамиль Гасанли же отметил, что таинственная гибель Мехмана Галандарова в СИЗО – это «уже что-то новое в политической жизни Азербайджана».
«Это событие знаменует проявление нового отношения властей к политзаключенным в стране. Это опасный прецедент», – предупредил политик.
На его взгляд, для обеспечения безопасности других политзаключенных необходимо добиться объективного расследования причин смерти Галандарова, и добиться наказания всех виновных.
Заместитель председателя партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Гезяль Байрамлы в свою очередь обратила внимание на политические мотивы ареста Галандарова.
«Мехман Галандаров активно участвовал в акциях протеста против проведения конституционного референдума с расширением полномочий президента и в акции в защиту активистов Байрама Мамедова и Гияса Ибрагимова, осужденных в Азербайджане после того, как они написали лозунг на памятнике Гейдару Алиеву», – отметила она.
Обращаясь к участникам собрания по скайпу, проживающая в настоящее время в Нидерландах директор Института мира и демократии Лейла Юнус сообщила, что информировала об этом Европарламент, Комитет ООН против пыток и другие международные организации. При этом она назвала смерть Галандарова «политическим убийством».
Согласно информации, по итогам обсуждений было принято решение создать независимую общественную комиссию по расследованию причин и обстоятельств смерти Галандарова, для того, чтобы выяснить, было ли это действительно самоубийство или он был убит.
Кроме того, решено обратиться в Генеральную прокуратуру Азербайджана для объективного расследования, а также призвать следствие провести эксгумацию тела, назначить экспертизу с привлечением независимых экспертов.
Тем временем, также по сообщению «Кавказского узла», активист движения «НИДА» Байрам Мамедов, осужденный по обвинению в незаконном обороте наркотиков после граффити на постаменте памятника Гейдару Алиеву, болен и подвергается в колонии бесчеловечному обращению.
Как заявил его адвокат Эльчин Садыгов, который с трудом добился в колонии встречи с Мамедовым, активист выглядел сильно истощенным, бледным и вялым, а отношение администрации к нему – плохое.
«Байрам никак не может выздороветь, и у него создается впечатление, что это делается намеренно, чтобы его физически не стало. После смерти в СИЗО Мехмана Галандарова, который был организатором акций в защиту Байрама Мамедова и Гияса Ибрагимова, действительно нарастает беспокойство и за этих активистов», – сказал Садыгов.
Между тем, как сообщает азербайджанское информагентство «Туран», член движения «НИДА» Ульви Гасанли на своей странице в соцсети Facebook написал, что находящийся в заключении его товарищ по движению Илькин Рустамзаде заявил о постоянном давлении на него представителей Службы госбезопасности, которые требуют от него стать «стукачом».
«Работники Службы госбезопасности несколько раз приходили к нему, требуя сотрудничать с ними, но он отверг все требования. В последний раз они ему открыто пригрозили, “если откажешься, то не выйдешь из заключения, тебе не будут оказывать медпомощь и здесь же умрешь”. После этого мы удивляемся, как могло случиться, что повесился Мехман Галандаров. Значит до этого довели», – пишет Гасанли.
Напомним, что в прошлом году в ночь накануне так называемого Праздника цветов, азербайджанскими активистами – Байрамом Мамедовым и Гиясом Ибрагимовым – был исписан постамент памятника, к которому, согласно традиции, с утра начинаются шествия с поклоном «общенациональному лидеру» и «спасителю нации».
Надпись, в частности, представляла собой обыгрывание фразы «Поздравляем с праздником цветов», в которой поменяли 2 буквы в первом слове и придали слову и фразе иной, весьма популярный в среде азербайджанских инакомыслящих и оппозиции смысл – «Поздравляем с праздником рабов».
Вскоре после этого Мамедова и Ибрагимова арестовали по сфабрикованному обвинению в хранении наркотиков. В декабре прошлого года Бакинский суд по тяжким преступлениям приговорил активистов к 10 годам лишения свободы. Международные правозащитные организации признали Байрама Мамедова и Гияса Ибрагимова политзаключенными и потребовали от властей Азербайджана их немедленного освобождения.
Смежные статьи
- Правозащитник о версии суицида оппозиционера в Азербайджане: Полицейские грозили, что он не выйдет из тюрьмы живым
- В Азербайджане блогер и политзаключенный Мехман Галандаров повесился в СИЗО
- Правозащитник: В Азербайджане тюрьмы не перевоспитывают человека, а готовят новых преступников
- Правозащитник: Власти Азербайджана поощряют жестокие пытки заключенных в тюрьмах
- Представители органов правопорядка Азербайджана широко применяют пытки и другие формы издевательств в отношении граждан