Группа превентивного реагирования: Азербайджанский политзаключенный Мехман Галандаров был убит в результате пыток в СИЗО
В Азербайджане растет давление на блогеров, усиливается самоцензура журналистов, нарушается право на свободу слова. Как сообщает информационный портал «Кавказский узел», об этом у могилы активиста Мехмана Галандарова 3 мая заявили участники акции, приуроченной к Всемирному дню свободы прессы, потребовав от властей отменить ограничения на распространение информации и соблюдения прав человека.
Как напоминает сайт, 29 апреля друзья и родственники Галандарова сообщили о его смерти. По их словам, смерть блогера наступила в результате самоубийства. Мехман Галандаров был регулярным участником оппозиционных акций и был признан политзаключенным. Правозащитники возложили ответственность за его смерть на власти Азербайджана и заявили о необходимости проведения независимого расследования.
Так, на импровизированном митинге директор информационного агентства «Туран» Мехман Алиев заявил, что раньше 3 мая представители демократической общественности собирались у могилы убитого 2 марта 2005 году главного редактора журнала «Монитор» Эльмара Гусейнова, но в этом году они собрались у могилы Мехмана Галандарова.
«И это показатель свободы прессы в Азербайджане, если знаменательный день мы проводим у могилы поборников свободы слова. И не дай Бог, чтобы такие акции поминовения мы стали бы проводить у могилы еще кого-либо из наших коллег», - отметил Алиев.
По его словам, в стране ситуация со свободой СМИ все ухудшается, а по мере исчезновения свободной прессы давление и репрессии перемещаются на блогеров и социальные сети. Директор «Туран» напомнил, что 2 мая на 30 суток был арестован глава еще одного независимого Интернет-ресурса – «Канал 13» – Азиз Оруджев, что стало очередным посланием властей представителям прессы.
В свою очередь главный редактор онлайн-издания «Хурал.ком» Аваз Зейналов отметил, что в Азербайджане, начиная с 2005 года, число фактов физического, морального и судебного давления на прессу неуклонно росло и приняло угрожающие формы.
«В марте 2005 года был убит главный редактор журнала “Монитор” Эльмар Гусейнов, но его убийцы не были найдены. За период 2005-2017 годы в стране журналисты и пользователи социальных сетей многократно подвергались и подвергаются физическому насилию. И вот в СИЗО при странных обстоятельствах умер Мехман Галандаров. По этому делу должно быть проведено объективное расследование», - заявил Зейналов.
Глава общественного альянса «Азербайджан без политзаключенных» Огтай Гюлалыев же подчеркнул, что сегодня в стране 11 журналистов и блогеров находятся в заключении, и это самый высокий уровень в Европе, являющийся показателем состояния прессы в Азербайджане.
Касаясь смерти Галандарова в СИЗО, правозащитник выразил сомнение в официальной версии. «Информация о смерти в результате пыток должна быть проверена. Виновные в этом когда-нибудь ответят за содеянное», - сказал он.
Гюльалыев также зачитал обращение от имени общественности Азербайджана по случаю Всемирного дня свободы прессы – 3 мая – к властям страны. «В журналисткой среде усиливается самоцензура, ограничивается свобода выражения и, тем самым, грубо нарушается фундаментальное право человека на свободу слова. Эти действия входят в противоречие с основными обязательствами государства перед своими гражданами и международным сообществом», – говорится в обращении общественности Азербайджана.
В нем также выдвинуты требования к властям создать все условия для развития свободной и независимой прессы в Азербайджане; отменить все законодательные ограничения на свободу распространения информации; освободить из заключения журналистов и блогеров; провести тщательное и прозрачное расследование гибели блогера Мехмана Галандарова.
Тем временем, по сообщению агентства «Туран», Группа превентивного реагирования, состоящая из представителей гражданского общества и призванная расследовать факты давления и преследования активистов гражданского общества, журналистов и политиков, направила запрос генпрокурору страны в связи с гибелью 28 апреля в следственном изоляторе Мехмана Галандарова.
В послании отмечено, что заявление официальных структур о самоубийстве блогера вызывает серьезное сомнение, поскольку Галандаров был «стойким человеком, который всегда отстаивал интересы демократии и не боялся репрессий».
Напоминается, что 7 февраля блогер пошел к памятнику Гейдару Алиеву с плакатом, требующим освободить активистов оппозиционного движения «НИДА» Гияса Ибрагимова и Байрама Мамедова, осужденных за написание политических лозунгов на этом памятнике. В тот же день он был арестован на 3 месяца по обвинению в «незаконном обороте наркотиков». В полиции его подвергали пыткам, угрожали убить.
Подчеркивается, что пенитенциарная служба сначала опровергла информацию о смерти Галандарова, а затем тайно захоронила его, не выдав тела родственникам, и не сообщив о времени и месте захоронения. Все это, а также показания свидетелей, говорят о том, что он был убит в результате пыток.
«Считаем необходимым всестороннее расследование этого случая и проведения эксгумации. Экспертиза тела должна проводиться с участием представителей общественности и независимых экспертов», - говорится в обращении Группы превентивного реагирования.
Между тем, в своем другом материале «Туран» пишет, что тяжелая жизнь и трагическая гибель Мехмана Галандарова останутся пятном на совести азербайджанской власти и общества.
«Власть посадила совершенно невинного человека в тюрьму только за то, что он открыто и единолично выражал неприятие происходящему. И эта власть обязана была обеспечить его безопасность в следственном изоляторе. “Не выйдешь отсюда живым”, – именно так было сказано полицейским невинному Галандарову, поскольку суда, доказавшего его вину, еще не было», – подчеркивается в материале.
Отмечается, что тело покойного осмотрели только супруг его сестры и друг – Галандар Мухтарлы, заявивший о следе от веревки на шее и следах от травм на теле скончавшегося. Какие травмы, кем нанесены — неясно.
При этом, согласно публикации, в совместном заявлении генпрокуратуры и Минюста о травматических следах не теле не сказано. В заявлении четко указано лишь о странгуляционном шве, остающимся на шее умерших от удушения веревкой. Но в то же время, в указанном заявлении содержится косвенное свидетельство неимоверного давления, оказанного следователями на политзаключенного. В документе сказано, что «подследственный признал все предъявленные ему обвинения». Однако, как подчеркивает агентство, такой сильный духом человек как Мехман Галандаров мог подписаться под признанием о якобы совершенных им наркопреступлении только в результате тяжелейших физических и нравственных пыток, доведших его до самоубийства.
«А общество виновато в том, что забыло о гражданине, не являющемся членом известной партии или общественной организации, не рвавшемся на митингах к трибуне с желанием выступить и не предлагавшем журналистам взять у него интервью. Мехман Галандаров просто и спокойно, храбро и грамотно выражал свою гражданскую позицию», – резюмирует «Туран».
Смежные статьи
- После смерти блогера в бакинском СИЗО растет беспокойство за жизни заключенных активистов, исписавших памятник Гейдару Алиеву
- Правозащитник о версии суицида оппозиционера в Азербайджане: Полицейские грозили, что он не выйдет из тюрьмы живым
- В Азербайджане блогер и политзаключенный Мехман Галандаров повесился в СИЗО
- Правозащитник: Власти Азербайджана поощряют жестокие пытки заключенных в тюрьмах
- Представители органов правопорядка Азербайджана широко применяют пытки и другие формы издевательств в отношении граждан