Центр мониторинга политзаключенных: В Азербайджане пытки политзаключенных и смертельные случаи стали привычным явлением
Центр мониторинга политзаключенных Азербайджана потребовал объективного расследования смерти блогера, политзаключенного Мехмана Галандарова в СИЗО 28 апреля. Об этом пишет информагентство «Туран».
Согласно информации, в заявлении Центра ставится под сомнение официальная версия о самоубийстве и говорится о вероятности пыток в отношении Галандарова, учитывая печальную практику в местах содержания страны.
«Смерть в СИЗО блогера, политзаключенного Мехмана Галандарова при странных обстоятельствах вызвала резонанс в стране и мире. Проведения объективного расследования потребовали местные и международные правозащитные организации, Госдеп США», – говорится в заявлении Центра.
Отмечается, что в Азербайджане пытки политзаключенных и смертельные случаи стали привычным явлением.
Например, глава Центра Эльшан Гасанов напомнил, что 22 декабря 2014 года в 14-ой колонии умер от пыток осужденный Эльшад Бабаев, а 7 октября 2015 года при невыясненных обстоятельствах умер единственный свидетель этого преступления –Ядигяр Нуриев.
Осужденных, требовавших расследования этих преступлений, жестоко наказали. Среди них был также политзаключенный Араз Гулиев.
В разное время пыткам подверглись правозащитница Лейла Юнус, молодежные активисты движения «НИДА» Гияс Ибрагимов и Байрам Мамедов и недавно арестованный блогер Мехман Гусейнов.
В полицейских участках умерли граждане Заур Султанов и Бахруз Гаджиев, а Рашад Аббасов был жестоко избит в первом отделении полиции Сумгаита.
«Мы неоднократно обращались в МВД, прокуратуру, Минюст, Пенитенциарную службу с требованием расследования преступлений должностных лиц, но никакой реакции не последовало», – подчеркнул Гасанов.
По его словам, печальной славой жестокого обращения с заключенными пользуются Гобустанская закрытая тюрьма, колонии N 14 и 17 и известная как «тубзона» колония N 3.
«Никто до сих пор не был наказан за преступные деяния. Никаких мер не приняли по защите прав заключенных и так называемый “Общественный комитет” по наблюдению за местами принудительного содержания, “Комитет против пыток” и даже омбудсмен», - продолжил Гасанов.
Он резюмировал, что власти Азербайджана обязаны выполнять свои обязательства перед международным сообществом, считаться с мнением избирателей, с местными и международными правозащитными организациями.
Напомним, что 29 апреля стало известно, что в Кюрдаханском СИЗО Азербайджана покончил жизнь самоубийством блогер Мехман Галандаров. Правозащитники сообщили, что он повесился на простыне в своей камере. Мехман Галандаров был регулярным участником оппозиционных акций и был признан политзаключенным. Правозащитники возложили ответственность за его смерть на власти Азербайджана и заявили о необходимости проведения независимого расследования.
Отметим также, что Группа превентивного реагирования выступила с заявлением, согласно которому, заявление официальных структур о самоубийстве блогера вызывает серьезное сомнение.
Подчеркивалось, что 7 февраля блогер пошел к памятнику Гейдару Алиеву с плакатом, требующим освободить активистов оппозиционного движения «НИДА» Гияса Ибрагимова и Байрама Мамедова, осужденных за написание политических лозунгов на этом памятнике. В тот же день он был арестован на 3 месяца по обвинению в «незаконном обороте наркотиков». В полиции его подвергали пыткам и угрожали убить.
Недавно Госдеп США и содокладчики ПАСЕ призвали власти Азербайджана расследовать обстоятельства смерти блогера.
Добавим, что ранее СМИ сообщали, что в Азербайджане бесчеловечное отношение и применение пыток широко распространено, в особенности в правоохранительных органах. Основной проблемой является то, что лицо, находящееся в заключении и к которому применены пытки, не может доказать факт применения пыток по той причине, что его вовремя не направляют на экспертизу, а если даже отправят, то экспертные органы дают то заключение, которое от них требуют. По утверждению директора Правозащитного центра Азербайджана Эльдара Зейналова, с тех пор как пытка стала считаться уголовным преступлением, в Азербайджане по соответствующей статье ни один истязатель не был наказан.
Также сообщалось, что в Азербайджане учреждения по отбыванию наказания стремительно превращаются в пункты убийства заключенных. Согласно отчету, обнародованному Центром мониторинга политзаключенных, в пенитенциарных учреждениях страны распространена практика так называемых «карантинных бараков», где нового заключенного на глазах других раздевают догола, оскорбляют, избивают дубинками. Отмечалось, что чтобы выпить чаю, пользоваться баней, получить лекарства, надо давать взятки. А тех, кто сообщает на свободу о творимых безобразиях, жестоко наказывают.
Смежные статьи
- Госдеп США и содокладчики ПАСЕ призвали власти Азербайджана расследовать обстоятельства смерти блогера Мехмана Галандарова
- В Азербайджане блогер и политзаключенный Мехман Галандаров повесился в СИЗО