Экономист: С 2009 по 2015 годы из обанкротившегося МБА в оффшоры тайно было выведено $8 млрд
Имиджу правительства Азербайджана нанесен серьезный удар: обанкротилось крупнейшее финансовое учреждение страны – Международный банк Азербайджана (МБА), контрольный пакет акций которого контролирует министерство финансов республики. Как выяснилось, 10 мая 2017 года МБА не смог выполнить платеж зарубежным кредиторам по основному долгу в размере $100 млн. Об этом пишет «Правда.ру».
Согласно публикации, крах МБА стал тревожным сигналом для западных инвесторов. О случившемся ЧП подробно сообщили ведущие СМИ США и ЕС. К примеру, с подробными комментариями выступили агентство «Reuters» и газета деловых кругов США «The Wall Street Journal», согласно которому суд Нью-Йорка разрешил руководству Межбанка конвертировать часть непогашенного кредита в долларах в суверенные облигации Азербайджана. Теперь в связи с дефолтом банка зарубежные кредиторы не смогут предпринять судебные иски в отношении активов МБА, а все обязательства банка берет на себя правительство Азербайджана.
Напоминается, что проблемы у Межбанка Азербайджана начались с осени 2014 года, после резкого падения мировых цен на нефть и девальвации национальной валюты – маната. Однако это была не главная причина банкротства банка.
Год спустя, осенью 2015 года, в Азербайджане разразился крупный коррупционный скандал, в ходе которого в октябре был арестован и помещен под домашний арест министр национальной безопасности Эльдар Махмудов, а двумя месяцами позже был задержан его родственник – экс-глава МБА Джахангир Гаджиев, который возглавлял этот банк почти 15 лет. Э. Махмудов и его подельник Дж. Гаджиев создали организованную преступную группировку. Лично глава МНБ руководил операциями по похищению влиятельных бизнесменов с целью выкупа, а также другими преступными действиями.
Как отмечает сайт, по данным следствия, Э. Махмудов использовал МБА для отмывания тайно похищенных из бюджета страны средств. По словам главы Центра экономических исследований Губада Ибадоглу, с 2009 по 2015 годы из МБА в офшоры тайно было выведено $8 млрд.
«По сути, в крупнейшем банке страны откровенно расхищались огромные валютные средства», – сказал Г. Ибадоглу.
Осенью 2016 года экс-глава МБА Джахангир Гаджиев был осужден на 15 лет лишения свободы, однако ущерб, нанесенный им как репутации банка, так и его финансовой состоятельности, оказался исключительным. Банкротство МБА заставило западных инвесторов, в том числе и в ведущей нефтяной отрасли, внимательно присмотреться к проблеме финансовой устойчивости экономики Азербайджана в целом.
Как выяснилось, и здесь ситуация царит далеко не оптимистическая. По данным минфина, внешний долг Азербайджана на начало 2017 года превысил 20% ВВП. При этом, совокупный внешний долг Азербайджана достиг астрономической суммы в $19 млрд.
Между тем, комментируя информацию о банкротстве Межбанка, эксперт-экономист Натиг Джафарли в интервью «Эхо Кавказа» заявил, что у этого банка уже несколько лет, как существуют крупные проблемы. В течение последних месяцев государство всячески пыталось помочь этому банку справиться с долгами, но полностью очистить все его токсичные кредиты, особенно зарубежные, не получается.
По словам эксперта, сегодня уже Межбанк не может выполнить свои международные обязательства, поэтому было подано обращение в Нью-Йоркский суд, чтобы в будущем предотвратить отъем недвижимости, в том числе государственной, которая числится в зарубежных активах этого банка.
«Вся финансовая, банковская система страны не в лучшем состоянии, чем Межбанк, честно говоря. Межбанк является государственным банком, но коммерческие банки тоже находятся в очень плачевном состоянии, у некоторых даже 50% невозвратных кредитов», – отметил Джафарли.
Таким образом, финансовая система страны находится в плачевном состоянии, и то, что сейчас творится с Межбанком – это, образно говоря, первая ласточка того, что происходит в финансовой системе, считает эксперт. По его мнению, в ближайшие месяцы некоторые коммерческие банки страны также могут объявить себя банкротом.
Более того, как подчеркнул экономит, у Госнефтекомании Азербайджана (SOCAR) также есть большая внешняя задолженность – около $8 млрд., которые взяты под государственный залог.
«В этом плане у SOCAR состояние не очень хорошее. Есть незавершенные проекты, и SOCAR сейчас усиленно ищет как минимум еще $4-5 млрд., чтобы завершить некоторые свои проекты. У SOCAR имеются кредиты также и в Межбанке, и, скорее всего, эти кредиты тоже будут списаны, потому что SOCAR не в состоянии сейчас вернуть внутренние кредиты, потому что сам ищет, как я уже сказал, внешние кредиты», – сказал эксперт и добавил, что банкротство SOCAR приведет к всеобщему коллапсу всей экономической системы Азербайджана.
По его словам, экономика страны страдает от сокращения госбюджета и доходов. Он напомнил, что госбюджет Азербайджана на 2017 год в долларовом выражении – самый маленький бюджет за последние десять лет. Однако правительство для оздоровления экономики не предпринимает никаких мер.
«Никаких шагов сделано не было, и, честно говоря, не думаю, что в ближайшее время будет, потому что всякая реформа системы управления может привести к недовольству внутривластных группировок, а это чревато большими проблемами для правительства и властей страны», – в частности подчеркнул Джафарли.
Вместе с тем, относительно появляющейся время от времени в азербайджанских СМИ информации о якобы «сотрудничестве с армянской разведкой», а также о группировке в Тбилиси которая мол «готовит переворот в Баку», эксперт отметил, что скорее всего, все эти слухи и вбросы информации – это результат внутривластной борьбы.
«Создается такое впечатление, что именно внутри власти есть определенные группы, которые друг против друга сливают определенную информацию. В этом плане, конечно же, последние события заставляют задуматься. Пока официального подтверждения или какой-то информации очень мало по поводу того, что происходит вообще в связи с этой информацией, но, думаю, это, скорее всего, результат того, что внутри власти идет какая-то война компроматов», – полагает Джафарли.
Кроме того, эксперт назвал позором блокировку судом оппозиционных сайтов «Азадлыг», «Туран» и «Meydan TV» в Азербайджане на фоне ухудшающейся ситуацией в экономике страны. «В любом случае – это большой удар по имиджу страны. Всем понятно, для чего это все делается, потому что чем хуже экономическая ситуация в стране, тем жестче политика, к сожалению. Наоборот, должно быть послабление по всем направлениям, должны быть очень серьезные структурные, экономические, политические реформы, но вместо этого идет “закручивание гаек”», – сказал он.
«К сожалению, в такой обстановке все может случиться: могут быть новые волны арестов, может быть обострение ситуации в прифронтовой зоне – все что угодно можно ожидать», – отметил Джафарли и добавил, что сейчас и в финансовой, и в юридической системе страны существуют большие проблемы, поэтому те шаги, которые якобы предпринимаются в экономике, не дают никаких реальных результатов.
К тому же, эксперт отметил, что проходящие сейчас в Баку Исламские игры солидарности практически никакого живого интереса у населения страны не вызывают. Более того, на открытие Игр не приехал ни один из приглашенных лидеров исламских стран.
«Скорее всего, эти Игры, по сути своей, не вызывают какого-то большого интереса даже со стороны тех стран, которые там участвуют. Даже число участников этих спортивных соревнований тоже говорит за себя: большие страны прислали в Азербайджан очень малое количество спортсменов. Из принимающих участие около трех тысяч спортсменов, больше 500 – представители Азербайджана. Эти цифры сами за себя много, о чем говорят», – резюмировал эксперт.
Смежные статьи
- «Холодный ветер дефолта»: из нефтяных стран у Азербайджана был самый низкий запас прочности
- ЕБРР: Карабахский конфликт представляет риск для экономического роста Азербайджана
- Совокупный внешний долг Азербайджана значительно вырос, достигнув $19 млрд. или 56% к ВВП
- Виновником долларового дефицита в Азербайджане является целая армия задолжавшихся чиновников из Межбанка, МНБ и Минсвязи
- Эксперты: В расхищении $5 млрд. из Межбанка Азербайджана виновны не только руководители финансовой системы, но и правительство