Финансовый аналитик: МБА-Москва помогает обанкротившемуся Международному банку Азербайджана, очевидно и цинично нарушая российские нормативы
Приостановка крупнейшей финансово-кредитной организацией Азербайджана – Международным банком (МБА) – выплат по внешнему долгу означает, что экономический кризис, который сейчас охватил многие страны Европы, Азии и постсоветского пространства, безусловно, затронул и банковский сектор этой страны. Об этом в интервью сайту «Azeri Today» заявила замдиректора аналитического департамента «Alpari» Наталья Мильчакова.
«Однозначно на ситуацию повлияли мировой экономический кризис и снижение цен на энергоносители. С другой стороны, как мы знаем, бывшее руководство МБА обвинялось в неких криминальных схемах, а бывший председатель правления банка Джахангир Гаджиев даже приговорен к 15 годам лишения свободы. Это тоже повлияло на стабильность банка», – сказала Мильчакова.
Эксперт не исключает возможности инициирования переговоров с зарубежными кредиторами по реструктуризации долга МБА. «Возможно даже участие в переговорах кого-то из официальных лиц Азербайджана, поскольку это крупнейший банк и государство является его крупнейшим акционером», – считает она.
По мнению эксперта, за дефолтом может последовать снижение международных рейтингов других банков Азербайджана, не исключено даже, что иные рейтинговые агентства могут поставить на пересмотр прогноз рейтинга и самой страны.
Финансовый аналитик также отметила, что в Москве функционирует дочерняя структура МБА – «МБА-Москва», и там тоже не самое лучшее финансовое положение. По ее мнению, на этом фоне в Азербайджане может произойти объединение и укрупнение нескольких проблемных банков.
«Сейчас трудно делать точные прогнозы относительно того, что произойдет дальше. Тем более, что когда дефолт объявляет банк с государственным участием, то здесь всегда бывает замешана политика. А политические решения могут быть неожиданными и преподносить немало сюрпризов», – отметила Наталья Мильчакова.
Между тем, эксперт общественного объединения «Содействие экономическим инициативам» Самир Алиев, комментируя в интервью «Эхо.аз» новость о переходе внешних долгов МБА государству, отметил, что иностранные кредиторы могут подать судебные иски против банка, то есть против государства.
«Государство обладает свыше тремя четвертями акций Международного банка Азербайджана. Это означает, что за обязательствами учреждения стоит государство. Не секрет, что довольно долгое время банк не справляется со своими обязательствами. Перед государством было два варианта решения проблемы: объявить о ликвидации учреждения либо продолжить деятельность. Правительство предпочло второй вариант, так как даже в случае закрытия МБА государству придется выполнить в полном объеме обязательства перед клиентами банка», – сказал Самир Алиев.
По мнению экономиста, ожидается снижение кредитного рейтинга МБА. А после того, как стало известно, что внешний долг международного банка Азербайджана перейдет правительству, а средства для этой задачи будут выделяться из государственного бюджета, может пошатнуться макроэкономическая стабильность в стране.
«В частности, решение правительства негативно повлияет на валютный рынок. Спрос на иностранную валюту резко возрастет, и это окажет давление на курс национальной валюты Азербайджана. Также есть небольшая вероятность того, что государственный бюджет на 2017 год претерпит изменения, к сожалению, не положительного характера», — резюмировал эксперт.
В свою очередь главный редактор российского сайта «FinNews» Владимир Шевченко пишет, что Международный банк Азербайджана фактически обанкротился и «спрятался» от претензий кредиторов на время, пока происходит его реструктуризация. В частности, банк желает реструктурировать долг в размере $3,3 млрд.
Согласно автору публикации, несмотря на предпринятые правительством Азербайджана меры по оказанию ликвидной поддержки и содействия капитальной позиции банка, МБА от банкротства спасти не удалось. В самом банке возникшие проблемы объясняют высокими выплатами по процентам, девальвацией маната по отношению к основным иностранным валютам, незавершенностью процесса приобретения государством токсичных активов.
Однако, как пишет Шевченко, судя по бухгалтерскому балансу, «дочка» Межбанка – «МБА-Москва» – также может оказаться в условиях фактического банкротства.
«На 1 апреля 2017 года структура активов и пассивов банка “МБА-Москва” должна вызвать очень серьезную озабоченность у всех его клиентов и у российского Центробанка. Посудите сами. При активах в 24,293 млрд. рублей, подавляющая их часть (78% или 18,967 млрд. рублей) вложена в межбанковские кредиты. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что эти межбанковские кредиты есть ничто иное, как кредиты своей дорогой “мамочке” – “Международному банку Азербайджана”», – пишет аналитик, подчеркивая, что «дочка» помогает «маме», невзирая на очевидные и циничные нарушения российских нормативов.
По его словам, не менее интересна и структура пассивов банка «МБА-Москва». Спасением своей «мамы» российский банк занимается за счет денег вкладчиков – преимущественно, за счет денег физических лиц.
«Что можно порекомендовать потенциальным и действующим клиентам банка “МБА-Москва”? Держаться от этого банка как можно дальше, а все деньги как можно быстрее из него забрать. Пусть спасением азербайджанского банка занимается кто-то другой», – резюмировал Шевченко.
Напомним, что крупнейший банк Азербайджана – Международный банк Азербайджана (МБА), оказавшийся на грани краха в результате дефицита в стране валюты и острого валютного кризиса, прекратил выплаты по внешнему долгу и начинает переговоры с кредиторами о реструктуризации. В частности, 10 мая МБА пропустил платеж по основному долгу и процентам по кредиту на $100 млн. Часть его долгов в иностранной валюте будет заменена на суверенные гособлигации Азербайджана, а предлагаемый план реструктуризации станет обязательным, если его одобрят кредиторы, на долю которых приходится две трети задолженности в денежном выражении.
Добавим также, что бывший председатель МБА Джахангир Гаджиев обвинялся по статьям 178.3.2 (мошенничество с нанесением ущерба в крупном размере) и 179.3.2 (присвоение в крупном размере) Уголовного кодекса Азербайджана. Отмечалось, что вскоре после февральской девальвации, обесценившей манат на 34%, подавшего в отставку Дж. Гаджиева вместе с его свояком – экс-главой спецслужб Эльдаром Махмудовым – заподозрили в причастности к вывозу валюты из страны в крупных размерах. После этого последовали аресты ряда высокопоставленных сотрудников МБА и бизнесменов, получивших там без гарантий и залогов крупные кредиты, не собираясь их возвращать. По неофициальным данным, сумма невозвращенных кредитов в МБА достигала 6 млрд. долларов.
Смежные статьи
- Экономист: С 2009 по 2015 годы из обанкротившегося МБА в оффшоры тайно было выведено $8 млрд
- «Холодный ветер дефолта»: из нефтяных стран у Азербайджана был самый низкий запас прочности
- Совокупный внешний долг Азербайджана значительно вырос, достигнув $19 млрд. или 56% к ВВП
- Эксперт: Стремительно растущий внешний долг Азербайджана превращается в серьезную проблему для властей
- Эксперты: В расхищении $5 млрд. из Межбанка Азербайджана виновны не только руководители финансовой системы, но и правительство