Политолог: Эскалация карабахского конфликта опасна в первую очередь для Азербайджана, рискующего остаться с зияющей дырой в бюджете
Официальный Баку не может допустить краха Международного банка Азербайджана (МБА), так как последствия могут быть непредсказуемыми. Однако в нынешних экономических условиях спасение и восстановление Межбанка недешево обойдется госбюджету страны. Об этом на сайте ИА «REX» пишет политолог, эксперт по вопросам энергетической безопасности Завен Авагян.
«Дефолт крупнейшего банка с государственным участием в стране, которая стремится позиционировать себя в качестве стабильной и надежной гавани для иностранных инвестиций, уже говорит потенциальным инвесторам о многом, однако дефолт – это только вершина айсберга. Проблемы банковского сектора Азербайджана на самом деле являются катализатором более глубокого системного кризиса в экономике», – отмечает эксперт и добавляет, что одной из главных причин падения Международного банка стал дефицит твердой валюты в стране.
Специалист объясняет, что валютный дефицит в стране был связан с сокращением объемов добычи нефти, а также с инициированной Саудовской Аравией ценовой войной, обрушившей мировые нефтяные индексы.
«Получилось, что в Азербайджане начали добывать меньше нефти, и ее приходилось продавать значительно дешевле, как следствие, резко упали доходы страны, ускорились темпы оттока капитала и инфляции. Деньги покидали некогда стабильную гавань. Национальная валюта Азербайджана – манат – начала стремительно терять вес. Центрабанк потратил две трети своих ресурсов в тщетной попытке стабилизировать курс, при этом ЦБ, прямо скажем, ставил перед собой две взаимоисключающие задачи: насытить экономику ликвидностью и не допустить падения курса», – пишет он.
Таким образом, в результате трех волн девальваций 2015 года национальная валюта обесценилась на 57%, а цены на продовольственные товары мгновенно устремились вверх.
«Для государства, который импортирует 70% продовольствия, расплачиваясь в иностранной валюте, девальвация собственных денег – это более чем серьезный вызов. Данный фактор в совокупности с хронически высокими темпами безработицы в республике и ухудшением экономической обстановки в России, куда в поисках работы приезжают трудовые мигранты, вылилось в серию протестов в 2016 году. На кону уже – стабильность государства», – продолжает Завен Авагян.
Темпы роста ВВП республики в 2015 году снизились до 1,1%, а Всемирный Банк прогнозирует рецессию.
Согласно эксперту, между темпами роста экономики Азербайджана и объемами экспорта существует прямая зависимость, а на долю нефтегазовой промышленности приходится более 90% экспорта, удельный вес в ВВП других секторов экономики никогда не превышал 15%.
«Несмотря на все красивые обещания с высоких трибун, никакой реальной диверсификации экономики за все эти годы не произошло. Крупные иностранные инвестиции подпитывали только один сектор экономики, обходя стороной другие. Отчасти причиной тому являлась сверхвысокая доходность в нефтяной промышленности, отчасти – чрезмерное влияние олигархических клановых структур на экономику. Рост отраслей, не связанных напрямую с нефтегазовой индустрией, был во много обусловлен притоком инвестиций в строительный сектор. Как не странно, и здесь в строительстве более 70% всех проектов финансировались государством», – отмечает Авагян.
Но теперь у правительства нет достаточных средств на продолжение выполнения взятых ранее обязательств, считает он. В утвержденном бюджете нынешнего года были сокращены не только статьи расходов, связанные с социальным обеспечением (-20%), здравоохранением (-6%), инфраструктурой (-38%), но даже траты на оборону (-28%). Последнее, по его словам, мало вяжется с воинственной риторикой Баку.
Дефицит госбюджета планируется покрыть за счет поступлений от Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР), часть средств которого хранились в упомянутом выше Межбанке. Примечательно, что и активы ГНФАР снижаются из года к году.
«Без кардинальных реформ в экономике Азербайджан рискует остаться, и без фонда, и с зияющей дырой в бюджете. Нефтедоллары помогли в свое время Алиеву-младшему умиротворить различные кланы и консолидировать власть, теперь их отсутствие грозит подорвать хрупкий баланс в стране», – подчеркивает эксперт.
Так, правительство Азербайджана к структурным реформам в экономике не готово. При этом курсу предоставления больших свобод малому и среднему бизнеса будут всячески противодействовать олигархические структуры. К тому же, на осуществление масштабных реформ нет политической воли.
«Для того, чтобы стабилизировать экономику и оставаться какое-то время наплаву без резких перемен, требуется, чтобы нефтяные котировки находились выше отметки 66$ за баррель. Именно поэтому Баку так ратует за инициативу ОПЕК и России продлить соглашение по ограничению добычи нефти. С одной стороны, ясно, что эта мера не будет иметь эффекта в долгосрочной перспективе, с другой – сообщения о росте сланцевой добычи в США и снижении точки прибыльности американских компаний до 35-50$ за баррель являются достаточно тревожными сигналами. Кроме того, как отмечалось ранее, объем добычи в Азербайджане падает», – продолжает специалист по энергобезопасности.
В проекте «Южного газового коридора» (ЮГК), предусматривающего транзит азербайджанского газа в Европу по трубопроводу через Грузию, Турцию и Балканы, также есть немало проблема. Первая и самая главная проблема связана с тем, что для запуска маршрута на полную мощность без дополнительных объемов не обойтись. Более того, финансирование азербайджанской части ЮГК оказалось под угрозой по причине приостановки членства этой страны в Инициативе прозрачности в добывающих отраслях.
Кроме того, пока тлеет карабахский конфликт, Азербайджану не суждено в полной мере быть энергетическим и транспортным хабом, связывающим Восток и Запад.
«Здравый смысл подсказывает, что путь эскалации напряжения, путь войны опасен в первую очередь для Азербайджана. Никакие инвестиции не пойдут в страну, где послезавтра могут начаться военные действия. Уж тогда никто не сможет гарантировать безопасность энергетической, транспортной инфраструктуры экономически ослабленной страны», – подчеркивает эксперт.
Резюмируя, политолог отмечает, что режим Ильхама Алиева стоит перед простой дилеммой: нет безопасности – нет будущего. Ему предстоит выбор между началом мирного процесса в Арцахе (Нагорно-Карабахской Республике) или затяжным экономическим спадом, который будет сопровождаться ростом социальной нестабильности с явными признаками укрепления политического ислама.
Смежные статьи
- Экономист: С 2009 по 2015 годы из обанкротившегося МБА в оффшоры тайно было выведено $8 млрд
- Заместитель вице-президента SOCAR: С каждым годом добыча нефти в Азербайджане сокращается на 7-10%
- Эксперт: Азербайджан поддерживает решение ОПЕК о сокращении добычи нефти, так как добыча «черного золота» в стране и так падает
- Системный и экономический кризис в Азербайджане: на фоне роста протестных настроений появилась угроза гражданской войны
- Томас де Ваал: Исламизирующееся общество может подорвать стабильность Азербайджана на фоне экономического кризиса