«Forbes»: Решение правительства Азербайджана объявить дефолт Межбанка и провести реструктуризацию оказалось крайне неудачным
Международный банк Азербайджана (МБА) 11 мая объявил дефолт. Это крупнейший банк республики – его активы (почти $10 млрд.) составляют 40% всей банковской системы Азербайджана. Об этом пишет сайт русской редакции журнала «Forbes».
«Forbes» отмечает, что, начиная с 1990-х и вплоть до 2015 года структура капитала банка оставалась неизменной: 50,2% у государства, 49,8% у частных лиц. Но промедление с приватизацией было ошибкой. Первые признаки проблем появились в 2008-2009 годах. В октябре 2009 года рейтинговое агентство «Fitch» посчитало, что почти одну треть кредитов МБА можно отнести к проблемным. Тогда правительство Азербайджана внесло в капитал банка около $100 млн. Этих денег хватило до 2013 года, затем операции по докапитализации банка стали ежегодными. За пять лет правительство увеличило капитал МБА еще почти на $600 млн.
Но решить проблемы банальным вливанием денег в капитал банка не получилось. После падения цен на нефть и девальвации местной валюты (маната) стало понятно, что большая часть кредитов МБА – невозвратные. В 2015 году председатель правления МБА Джангир Гаджиев был отправлен в отставку, позже его обвинили в выводе денег. Доля государства в капитале была увеличена до 90%. После расчистки баланса МБА должен был быть приватизирован, но этого вновь не произошло.
Таким образом, проблемные кредиты на балансе банка были заменены на обязательства республиканского ЦБ, но это не решило проблем. «Пассивы МБА были на 70% номинированы в иностранной валюте. Азербайджан с 2011 года придерживался политики фиксированного курса маната к доллару, но после падения нефтяных котировок девальвация стала неизбежна. Манат отпустили в свободное плавание – с декабря 2015-го по январь 2017 года его курс к доллару упал почти в два раза. На конец 2016 года валютные обязательства Международного Банка Азербайджана составили $4,8 млрд.– при валютных активах $2 млрд. В этот момент, видимо, у кого-то в правительстве Азербайджана сдали нервы, и было принято решение объявить дефолт по внешним обязательствам МБА», – говорится в публикации «Forbes».
Но на этом проблемы Азербайджана не закончились. Согласно материалу, решение объявить дефолт и провести добровольную реструктуризацию оказалось крайне неудачным. К тому же предложенная реструктуризация уже вызвала негодование международных инвесторов. Даже если все иностранные кредиторы согласятся на предложенные условия и долги МБА обменяют на суверенные еврооблигации Азербайджана с предложенным дисконтом (50% для держателей субординированных еврооблигаций, 20% для всех остальных), экономия для банка составит не более $326 млн. – всего лишь несколько процентов от общих затрат республики на спасение.
Но вопрос заключался не в возможности поддержать МБА, а именно в нежелании платить за него. Так что в борьбе за упомянутую экономию в $326 млн. власти страны пошли на риск столкнуться с валом судебных исков, которые могут заблокировать валютные платежи банка и вызвать панику среди вкладчиков.
Отдельное недовольство кредиторов МБА вызвал тот факт, что банк решил провести реструктуризацию выпущенных по западному праву внешних обязательств в рамках собственного местного законодательства. В пул обязательств на $1 млрд. включили крупный депозит государственного нефтяного фонда «SOFAZ». Азербайджан хочет, чтобы после того, как объединенные в общий пул держатели 2/3 долга, одну треть из которого составляет «SOFAZ», проголосовали за реструктуризацию, ее условия стали обязывающими для всех кредиторов.
Для крупных международных фондов дефолт МБА может оказаться крайне неприятным.
«В случае, если МБА удастся провести реструктуризацию со списанием части долга по своему сценарию, нарушится негласное правило, согласно которому системно значимые госкомпании поддерживаются всеми государственными ресурсами, а дефолт по их обязательствам происходит только в крайнем случае неплатежеспособности на суверенном уровне. Инвесторам придется переоценить риски инвестирования по всему миру, а рейтинговым агентствам – пересмотреть свои методики», – продолжает «Forbes».
Резюмируя, издание подчеркивает, что крупные западные фонды вряд ли так быстро капитулируют, учитывая спорность юридических аргументов МБА. «Кроме того, чем дольше затягивается согласование реструктуризации, тем выше репутационные и экономические риски Азербайджана», – заключил «Forbes».
В свою очередь член Коллегии адвокатов и банковский эксперт Акрам Гасанов в интервью азербайджанскому информагентству «Туран» отметил, что неплатежеспособный Международный банк Азербайджана полностьюне раскрыл истинную суть реструктуризации обязательств банка перед 18 кредиторами.
«Но на основе просочившейся информации из лондонской встречи с иностранными кредиторами 23 мая, государство готово взять на себя долги МБА при условии, что кредиторы пойдут нам на уступки в сумме, сроке, процентной ставке. Иначе говоря, государство не готово взять на себя долги МБА в имеющемся виде. Первоначальная информация банка была ложью!» – заявил Гасанов.
По словам эксперта, в первом случае государство берет на себя долги полностью в существующем виде, чтобы спасти банк, и тогда получается, что правительство проиграло переговоры иностранным кредиторам. Другой выход - банк могут объявить банкротом. По мнению Гасанова, вероятность второго варианта мала, так как банкротство МБА будет серьезным ударом для финансовой системы страны. Это прекрасно знают иностранные кредиторы и поэтому на переговорах будут демонстрировать жесткую позицию.
«То есть, обе стороны могут блефовать: правительство может себя вести так, будто не боится банкротства МБА, а кредиторы – полной потери денег. Короче, на наших глазах разворачивается триллер», – отмечает эксперт.
По его словам, не исключено, что правительство Азербайджана для приобретения большинства в 2/3 голосов уже пришло сепаратно к согласию с определенными иностранными кредиторами. В результате чего оставшиеся в меньшинстве иностранные кредиторы могут оспорить решение, принятое большинством в 2/3 голосов. При таком раскладе вопрос может раздуться, кризис углубиться, и в результате на повестку вновь вернется объявление МБА банкротом.
«Для кого опасно возможное банкротство МБА? Только ли для иностранных кредиторов? Нет! Для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые имеют деньги в этом банке. Они реально могут потерять свои деньги!» –заявил Гасанов.
Смежные статьи
- «Азадлыг»: Власти Азербайджана «кинули» Казахстан на $250 млн., отношения двух стран накаляются
- Bloomberg: Долговые проблемы Баку не ограничатся лишь обанкротившимся Международным банком Азербайджана
- «Деловой Казахстан»: В сделке между казахстанским Пенсионным фондом и Межбанком Азербайджана есть оффшорная составляющая
- Вложенные в обанкротившийся Межбанк Азербайджана пенсионные сбережения граждан Казахстана оказались под угрозой
- Финансовый аналитик: МБА-Москва помогает обанкротившемуся Международному банку Азербайджана, очевидно и цинично нарушая российские нормативы