Правозащитник: Официальный Баку оказывает давление на Тбилиси, чтобы тот помог избавиться от критиков азербайджанской власти
Сабаильский районный суд Баку в отношении журналиста Афгана Мухтарлы избрал меру пресечения в виде ареста сроком на три месяца. Об этом информационному порталу «Кавказский узел» сообщил адвокат Эльчин Садыгов.
Напомним, что 30 мая стало известно о похищении в Грузии журналиста и политэмигранта Афгана Мухтарлы, насильно доставленного в Баку в центральное управление Госпогранслужбы (ГПС) Азербайджана.
По словам адвоката, против его подзащитного, ранее обвиненного в незаконном пересечении границы и контрабанде, выдвинуто новое, более тяжкое обвинение – оказание силового сопротивления представителю власти. При этом, Садыгов подчеркнул, что его подзащитного похитили и насильно привезли на границу, а обвинение в сопротивлении пограничнику предъявлено для того, чтобы объяснить суду следы побоев на теле Мухтарлы.
Следствие утверждает, что Мухтарлы при незаконном переходе границы оказал сопротивление пограничнику, который якобы пытался его остановить. По предыдущим обвинениям Мухтарлы грозило до пяти лет лишения свободы, но новая статья предусматривает до восьми лет тюремного заключения, отметил адвокат.
Согласно информации, к зданию суда, где в закрытом режиме рассматривалось представление следствия об аресте Мухтарлы, пришли около 50 общественных активистов и журналистов. Выйдя из машины, журналист вскинул вверх сжатую в кулак руку. Собравшиеся скандировали: «Афган, Афган!».
«Мы ходатайствовали вызвать эксперта и обследовать Афгана прямо в зале в связи с причиненными ему телесными повреждениями по пути из Грузии в Азербайджан. Суд отклонил ходатайство, никак не обосновав свое решение», – сказал адвокат корреспонденту «Кавказского узла».
Садыгов сообщил, что, по словам Мухтарлы, 29 мая его схватили в Тбилиси лица, одетые в униформу, похожую на одежду сотрудников криминальной полиции Грузии. Они никак не представились и силой посадили журналиста в машину. После выезда из Тбилиси его несколько раз пересаживали в разные автомобили.
«Когда они приближались к азербайджанской границе – как показалось Афгану, со стороны Лагодехского района – сопровождавшие журналиста лица позвонили какому-то генералу и сказали: „Муллу везем, на поминки можно приходить”. Видимо, это был пароль тем, кто был на азербайджанской стороне, чтобы журналиста приняли. Афган сказал, что они проехали границу через официальные погранично-контрольные пункты сначала Грузии, потом Азербайджана», – отметил адвокат.
По словам Садыгова, журналист показал судье следы побоев. «У Афгана на левом виске есть следы ударов. Есть следы ударов и кровоподтеки под глазом, царапина на носу», - сказал адвокат.
Супруга азербайджанского журналиста Афгана Мухтарлы - Лейла Мустафаева, которая заявила о его похищении 29 мая, утверждает, что паспорт ее мужа остался дома.
«Я думаю, что грузинские и азербайджанские правоохранительные органы сотрудничали между собой в этом деле, потому что просто так, без паспорта, никого невозможно отправить в Азербайджан или обратно. Они сотрудничали, и, я думаю, они сделали это при помощи машины посольства Азербайджана – по-другому невозможно», - заявила Мустафаева.
Она отметила, что в Грузии за ее мужем велась слежка на протяжении двух лет, однако после ареста оппозиционерки, зампреда оппозиционной партии Народного фронта Азербайджана Гезяль Байрамлы в Азербайджане, это стало уже слишком явно. Гезяль Байрамлы была задержана 25 мая при возвращении из Грузии.
В интервью сайту «Эхо Кавказа» грузинский правозащитник Георгий Гогия отметил, что всем абсолютно понятно, что Мухтарлы не собирался уезжать из Грузии в Азербайджан, и сейчас азербайджанские правоохранители как-то пытаются оправдать тот факт, что у него не было при себе паспорта.
«Сейчас идет фабрикация всего дела. Он не собирался никуда уезжать, его просто выкрали из центрального района Тбилиси, избили и незаконно доставили в Азербайджан. Расследование должно установить точную роль, которую сыграли грузинское правительство и спецслужбы. Два варианта: или они сотрудничали и были частью этой операции, или, по крайней мере, они просто решили закрыть на это глаза и позволили такому случиться. Я хочу озвучить еще третий вариант, что они просто не были в курсе того, что спецслужбы другого государства могут позволить себе такое в центре столицы.
Я сомневаюсь, что этот вариант правдоподобен, потому что, по словам Афгана Мухтарлы, его задержали люди, которые разговаривали по-грузински, и только когда он пересел в третью машину, там уже с ним общались на азербайджанском. То есть очень реальны опасения по поводу того, что было какое-то содействие со стороны грузинских спецслужб», – сказал Гогия и добавил, что сейчас важно обеспечить безопасность всех остальных политических активистов, журналистов, приехавших в Грузию.
Хадиджа Исмайлова же в интервью сайту «Эхо Кавказа» отметила, что все обвинения против Афгана Мухтарлы являются абсолютно сфабрикованными. К тому же, по ее словам, в азербайджанском правительстве существует «определенная истерика», связанная с опасением крупных социальных протестов в стране из-за ухудшающейся финансово-экономической ситуации, вызванной падением мировых цен на нефть.
«Власть разбазарила деньги, и сейчас, при нынешних ценах на нефть и обвале национальной валюты, очень трудно сохранять стабильность в стране. Поэтому надо как-то создать иллюзию того, что оппозиция в стране финансируется из-за рубежа, нелегально, и это все предназначено для внутреннего рынка, потому что социальные протесты неминуемы при нынешнем положении нашей экономики. Что касается международного имиджа, то нашему правительству сейчас очень мало осталось терять, потому что недавно были большие скандалы, связанные с тем, что они платили взятки европейским политикам, т.к. прийти к согласию очень трудно – Европа требует освобождения определенных политзаключенных и политзаключенных в целом», – отметила Исмайлова, подчеркнув, что ожидается еще более сильное ухудшение репрессий.
Между тем, азербайджанский правозащитник, глава общественного альянса «Азербайджан без политзаключенных» Огтай Гюльалыев в интервью «Кавказскому узлу» заявил, что в последние месяцы в Грузии усилилось давление на ищущих убежища в этой стране критиков азербайджанской власти. По его словам, преследования азербайджанских активистов и журналистов в Грузии стали проводиться более интенсивно после публикации в начале мая на одном из провластных азербайджанских сайтов так называемого расследования о том, что в Грузии базируется «антиазербайджанское подполье».
«В статье утверждалось, что территория Грузии стала якобы “своего рода плацдармом для политико-идеологической экспансии на Азербайджан”, говорилось о финансировании через Тбилиси азербайджанской оппозиции. В статье выдвигались упреки в адрес правительства Грузии за создание условий для противников властей Азербайджана. После появления этой статьи указанные в ней лица стали объектом давления и репрессий», - рассказал Гюльалыев, приведя в пример аннулирование судом разрешения на проживание в Грузии азербайджанскому активисту Дашгыну Агаларову, арест заместителя председателя партии Народного фронта Гезяль Байрамлы при возвращении из Грузии, а также арест азербайджанского бизнесмена-врача Фармана Джейранова, бежавшего в Грузию из-за преследований в Азербайджане.
«Еще в конце прошлого года из Грузии, не получив статуса беженца, вернулся в Баку и был арестован активист Мехман Галандаров, которого месяц назад нашли мертвым в СИЗО. Все эти события дают основание утверждать, что похищение Афгана Мухтарлы было осуществлено с ведома и при участии официальных структур Грузии. Афган и другие активисты в Тбилиси неоднократно писали, что за ними следят в Грузии, но никаких мер в связи с их безопасностью принято не было», - сказал Гюльалыев.
По его мнению, власти Азербайджана оказывают давление на Тбилиси, используя экономические рычаги, такие как поставки нефти и газа по льготным ценам. Гюльалыев полагает, что грузинские власти демонстрируют отсутствие желания расследовать похищение Мухтарлы.
Отметим, что Афган Мухтарлы в 2014 году был вынужден покинуть Азербайджана и вместе со своей супругой переселиться в Грузию. Он утверждал, что не может вернуться в Азербайджан из-за угроз властей.
Его супруга– журналистка Лейла Мустафаева – ранее сообщала, что суд в Грузии отклонил ходатайство о предоставлении ей вида на жительство. В письме с отказом было написано, что она «угрожает государственной и общественной безопасности Грузии», но грузинское правительство никак не объяснило, какую опасность представляют Агаларлы и Мустафаева для национальной безопасности страны.
Смежные статьи
- Международные правозащитники требуют от Азербайджана немедленно освободить похищенного в Тбилиси журналиста А. Мухтарлы
- Похищенного из Тбилиси по указу властей Азербайджана журналиста Афгана Мухтарлы в Баку подвергли пыткам
- Родственники пропавшего в Грузии журналиста Афгана Мухтарлы подозревают, что он задержан властями Азербайджана