«Голос Армении»: дипломаты закидывают удочки
Газета «Голос Армении» в номере от 3 июня пишет: «Новое соглашение между Арменией и ЕС предположительно будет подписано до декабря, сообщил председатель комиссии Европарламента по внешним сношениям Дэвид Макаллистер.
„Нельзя точно сказать, сколько времени потребует соблюдение всех необходимых процедур, однако армянская сторона надеется подписать документ до декабря", - отметил Макаллистер на пресс-конференции в Ереване. По его словам, данное соглашение позволит заложить основу для углубления взаимоотношений Армения - ЕС и откроет новые перспективы сотрудничества.
„Армения - член ЕАЭС и в то же время подписывает данное соглашение с ЕС. Это показывает, что наша программа "Восточное партнерство" не игра с нулевой суммой, это не игра в конкуренцию с другими политическими силами в регионе. Я верю, что объединение усилий всех ответственных лиц позволит принять данное решение, которое повлияет на жизни многих людей", - подчеркнул глава комиссии ЕК. Он добавил, что подписание данного соглашения выгодно как для ЕС, так и для самой Армении. Повторюсь, программа "Восточное партнерство" не направлена на конкурирование с региональными силами, например, с Россией", - отметил он.
Но невозможно умолчать: г-н Макаллистер явно лукавит, заявляя, что ЕС не ставит перед собой задачу конкуренции с ЕАЭС в целом и Россией в частности. Свидетельством этому может служить хотя бы то обстоятельство, что представитель Европарламента, подчеркивая факт участия РА в ЕАЭС, не говорит о возможности успешного сочетания Арменией евразийского и европейского интеграционных векторов, что, кстати, лежит в основе внешней политики Еревана на протяжении последних лет. Нет, европейцы по-прежнему клонят к тому, что Армения должна сделать однозначный выбор. Просто, в отличие от ситуации трехлетней давности, сегодня данный вопрос ставится более корректно. Но смысл сказанного Макаллистером сводится к тому, что "Восточное партнерство" просто хочет оторвать Армению от ЕАЭС. На самом деле европейцы пытаются конкурировать, но при этом отлично осознают, что реальной альтернативы евразийский интеграции Армении они предложить не могут. Разве что облегчение визового режима и весьма неоднозначную шкалу евроценностей. Ничего более... Вот и, понимая свою неконкурентоспособность, пытаются подать все это под другим соусом.
Что из этого выйдет, покажут время и содержание того документа, который ляжет в основу армяно-европейской интеграции. А пока ясно одно: Запад прикладывает все усилия, чтобы использовать Армению в качестве очередного инструмента против России. В Армении редко задаются вопросом, зачем в принципе Европе нужна наша страна в плане интеграции? А надо бы. И тогда многое, наверное, прояснится. Если для распространения евроценностей, то тут, как уже было отмечено, не все так однозначно. Среди них (ценностей) есть и откровенно неприемлемые для нас. И таковых немало. Если для того, чтобы помогать нам в социально-экономическом развитии, становлении демократии и т.д., то тут совершенно непонятен евроинтерес. С какой стати столь самозабвенно и бескорыстно европейцы помогают нам? Неужели кто-то еще думает, что в современной международной политике оперируют такими сантиментами, как бескорыстие? Ничего подобного. Одни и весьма жестко сколоченные интересы, и это даже не подлежит малейшему сомнению. Посему самым главным вопросом армяно-европейский интеграции был и остается: зачем им это нужно? Увы, этот вопрос висит в воздухе с тех пор, как родилась программа "Восточное партнерство", и ни разу никто не попытался аргументированно ответить на него.
Впрочем, вопрос этот актуален не только в контексте процесса евроинтеграции Армении. Недавно посол США в Армении Ричард Миллс на проходящей в Ереване конференции по возобновляемой энергетике заявил, что американские компании готовы вложить в армянскую энергетику 8 млрд долларов. В отличие от европейских "безвозмездных" предложений, в данном случае прозвучало условие: армянская сторона должна продемонстрировать инвестиционную привлекательность, правительство должно дать гарантии. А вот как и в каком виде, какие именно гарантии... все это не уточнено. Можно только предположить, что именно потребуется от Еревана взамен призрачных 8-миллиардных инвестиций.
Заявление посла вызвало восторженные отклики со стороны проамериканского сектора армянского медиасообщества. Но восторги эти никто даже не попытался обосновать. Никто не задался вопросом о том, что именно может побудить американских инвесторов вкладываться в армянскую энергетику. В энергетику, в которой российское участие доминирует. На самом деле именно российский фактор, точнее, устранение этого фактора в армянской энергетике может заинтересовать американцев. С коммерческой точки зрения, отечественный энергосектор вряд ли может привлекать их. И уж тем более, когда речь идет о такой колоссальной сумме инвестиций.
Судите сами: такие инвестиции армянская энергетика может переварить в двух случаях. Первый - в случае закрытия ААЭС, что в принципе для нас не приемлемо. Второй - в случае реальной возможности энергоэкспорта. А тут надо учесть, что экспортные направления для Армении весьма ограниченны - Грузия и Иран. С учетом отношений между Вашингтоном и Тегераном даже теоретически сложно представить, что американские компании - потенциальные инвесторы в армянскую энергетику - могут в своих бизнес-планах серьезно рассматривать перспективу сотрудничества с Ираном. Что касается Грузии, то тут энергорынок не столь велик, чтобы мощно вкладываться в расширение армянского присутствия на нем.
Таким образом, очевидно: посулы посла экономической базы под собой не имеют. Они направлены, очевидно, на соблазнение армянской стороны фантастическими инвестиционными обещаниями в обмен на существенное сокращение российского присутствия в армянской энергетической сфере. А в целом - на отрыв Армении от своего основного экономического и военно-политического партнера. Энергосфера же выбрана в силу того, что здесь российское участие очень велико. Конечно, для американцев стало бы идеальным вариантом, если бы дистанцирование Еревана от Москвы протекало более масштабно, носило тотальный характер и по всем направлениям. Но они понимают, что Армения на это никогда не пойдет как минимум с учетом фактора обеспечения собственной безопасности. Поэтому, похоже, американцы решили зайти с заднего двора, энергетического.
Но во всей этой инвестиционно-энергетической истории ясно одно: интересы Армении тут вообще не рассматриваются. Здесь главное, условно говоря, санкции против России. В этой ситуации как-то странно, что, во-первых, находятся люди, которые заметили в пустых, ничем не подкрепленных инвестиционных обещаниях искреннее стремление развивать армяно-американское сотрудничество, в частности, в энергетической сфере. Во-вторых, как-то странно, что можно расценивать заявление американского посла иначе, как очередной шаг в направлении дезинтеграции Армении и России. А с учетом всего этого, наконец, странно, что кому-то может нравиться роль инструмента в чужих руках, что кому-то нравится превращение нашей страны в очередное поле противостояния Запада и Москвы».