Эксперт: Дефолт Межбанка, девальвация маната и сокращение нефтяных доходов лишают Азербайджан светлого будущего
Проблемы Международного банка Азербайджана могут бросить тень на будущее всей страны, так как банковский кризис настораживает потенциальных инвесторов. Об этом пишет сайт азербайджанской общественно-политической газеты «Эхо.аз».
Как сообщил в беседе с корреспондентом сайта банковский эксперт, член Коллегии адвокатов Азербайджана Акрам Гасанов, вся проблема в том, что государственные финансовые органы работают по своему усмотрению, они не хотят «играть» в команде.
«Светлого будущего у Азербайджана без инвесторов нет, особенно с учетом того, что национальная валюта дешевеет и сокращаются нефтяные доходы. Сегодня мы нуждаемся в инвесторах и кредиторах. Но проблемы Межбанка отпугивают инвесторов. Пока мы не можем даже представить все последствия банкротства Межбанка. Результаты в полной мере мы почувствуем и увидим до конца этого года»,– сказал Гасанов.
По мнению эксперта, в сложившейся ситуации виновато руководство Международного банка Азербайджана и Палаты надзора над финансовыми рынками (ПНФР). «В погоне за узкими интересами ПНФР не задумывалось о потере доверия со стороны инвесторов. Главная задача Палаты была, чтобы банк выжил. Но этот орган не подумал, что это навредит экономике страны», – отметил эксперт.
По словам Гасанова, каждое министерство действует по своему усмотрению. К примеру, у Центрального банка Азербайджана цель – борьба с инфляцией, поэтому они сжали денежную массу. «Но ведь экономика не может работать без денег. Для Палаты важнее, чтобы было меньше обанкротившихся банков, поэтому ПНФР закрывает глаза на нарушения со стороны кредитных организаций по отношению к своим клиентам», – сказал Акрам Гасанов.
«Иностранные инвесторы после инцидента с Межбанком могут испугаться вкладывать деньги в нашу экономику. Ведь даже государственный банк отказывается, как минимум, выплатить часть своих долгов, что уж говорить про частные финансовые организации», – добавил он.
Резюмируя, эксперт отметил, что стране нужны инвесторы, но у нее нет единой экономической команды, которая могла бы заинтересовать их и дать гарантию, что их средства будут под надежной защитой.
Напомним, что крупнейший банк Азербайджана – Международный банк Азербайджана (МБА), оказавшийся на грани краха в результате дефицита в стране валюты и острого валютного кризиса, прекратил выплаты по внешнему долгу и начал переговоры с кредиторами по реструктуризации. В начале мая МБА обратился в Нью-Йоркский суд о реструктуризации его долга перед иностранными инвесторами в США. В частности, 10 мая МБА пропустил платеж по основному долгу и процентам по кредиту на $100 млн.
Часть его долгов в иностранной валюте будет заменена на суверенные гособлигации Азербайджана, а предлагаемый план реструктуризации станет обязательным, если его одобрят кредиторы, на долю которых приходится две трети задолженности в денежном выражении.
Между тем, по сообщению информагентства «Интерфакс-Азербайджан», в январе-апреле 2017 года банковские вклады населения сократились на 7,7% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. В целом, в 2016 году банковские вклады населения в Азербайджане сократились на 21,4%.
Кредитные вложения банков же за указанный период текущего года сократились на 5,8%.В 2016 году кредитные вложения банков в Азербайджане в экономику сократились на 24,5%.
Тем временем, также в интервью «Эхо.аз», председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев заявил, что Азербайджану не стоит ожидать роста цен на нефть, или рассчитывать на то, что после продления соглашения о сокращении добычи нефти стоимость «черного золота» начнет расти. По его словам, все обсуждения и соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК о сокращении добычи нефти – это политическая игра.
«Необходимо всегда быть готовым к наихудшим последствиям. Азербайджан должен вести свою политику, учитывая цены на нефть не выше 45 долларов. Страны ОПЕК – это крупные нефтедобывающие страны, Азербайджан же не может с ними сравниться. Дело в том, что в Азербайджане упала нефтедобыча, поэтому АР сегодня поддерживает решение о сокращении добычи нефти до конца марта 2018 года. Это фактически вынужденная посадка государства», – говорит эксперт.
Напоминается, что Азербайджан присоединился к договоренности о продлении соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК о сокращении добычи нефти до конца марта 2018 года, достигнутом на 172-м заседании министров ОПЕК в Вене. Более того, ранее руководитель Центра нефтяных исследований «Caspian Barrel» Ильхам Шабан сообщил, что запасов нефти Азербайджана по проекту «Азери-Чираг-Гюнешли» хватит всего на 25 лет только.
Кроме того, «Эхо.аз» пишет, что девальвация национальной валюты Азербайджана привела население к отказу от хранения своих сбережений в манатах. Сразу после первой девальвации граждане страны начали массово менять манаты на доллары.
Однако теперь население как-то спокойнее стало относиться к покупке иностранной валюты, о чем свидетельствует в первую очередь тот факт, что еженедельно банки стали приобретать гораздо меньше долларов, то есть спрос на американскую валюту упал.
Как заявил в беседе с сайтом председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев, интерес населения к доллару начал падать после того, как Азербайджан перешел на так называемый «плавающий курс». К тому же, по его словам, сегодня у населения и нет свободных манатов для того, чтобы закупать доллары.
«В целом с момента первой девальвации по сегодняшний день населением было приобретено порядка 2 миллиардов долларов. Часть из них население хранит дома “под подушкой”, небольшая часть хранится в банках на депозитных долларовых вкладах», – сообщил Агаев.
В свою очередь, независимый экономист Сейфал Алиев отметил, что падение интереса к доллару со стороны населения Азербайджана не стоит расценивать как факт укрепления маната и не стоит торопиться с оптимистическими прогнозами.
«То есть национальная валюта уже может приступить к плаванию без подачи тревожных сигналов о том, что она тонет и нуждается в спасательном круге в виде крупных долларовых поступлений со стороны Центрального банка Азербайджана и Государственного нефтяного фонда»,– считает он.
По словам эксперта, еще одним объяснением падения интереса к доллару может стать тот факт, что население уже обменяло все «манатные заначки», которые имело, и сегодня просто живет от зарплаты до зарплаты, и менять гражданам на доллары уже практически нечего.
Смежные статьи
- «Forbes»: Решение правительства Азербайджана объявить дефолт Межбанка и провести реструктуризацию оказалось крайне неудачным
- Луц Рохмайер: Азербайджан может платить, но не хочет возвращать долги инвесторам с целью состричь деньги с кредиторов Межбанка
- Кризис в Азербайджане: эксперты прогнозируют еще большее ухудшение качества жизни населения и рост уровня безработицы
- Кризис в Азербайджане: каждый третий гражданин должен банку, а уровень безработицы в 2017г. достигнет пика
- В Азербайджане предлагают «потуже затянуть пояса»: рецессия охватила все сферы экономики, начался процесс «утечки мозгов»