В Грузии азербайджанские оппозиционеры из-за постоянной слежки перестали чувствовать себя в безопасности
Со вступлением Ильхама Алиева в должность президента Азербайджана, в этой стране участились политически-мотивированные аресты и преследования диссидентов. Именно с тех пор многие азербайджанские инакомыслящие в поисках убежища устремились в соседнюю Грузию. Об этом пишет сайт «Сова».
Согласно публикации, на последние 15 лет пришлось две волны эмиграции азербайджанских диссидентов: первая – в 2003 году, когда по итогам сфальсифицированных президентских выборов главой Азербайджана был «избран» Ильхам Алиев, а вторая – спустя 10 лет, когда в Баку начнутся антиправительственные акции протеста. Десятки участников антиправительственных акций будут задержаны, а другие преследуемые обратятся к Грузии в поисках убежища. Но, как подчеркивается, уже в 2014 году гражданам Азербайджана в Грузии начнут все активнее отказывать и в политическом убежище, и в виде на жительство. Многие станут жаловаться на угрозы.
«Природа и периодичность массового исхода критически настроенных к властям Азербайджана журналистов и общественных деятелей в Грузию более чем ясны. Правда, о том, почему теперь Тбилиси все чаще игнорирует их право на безопасность, остается лишь догадываться. Об уязвимости азербайджанских диссидентов в соседней стране говорит и факт их оттока из Грузии», – пишет «Сова».
Так, среди них Гульнур Казимова, которая с 2007 по 2014 год работала корреспондентом азербайджанской службы Радио «Свобода». Даже в условиях усиливающегося давления на журналистов, Казимова продолжала готовить свои критические репортажи, за что регулярно попадала в полицейские участки, где ей доходчиво объясняли, «почему критиковать власть не стоит». В итоге, постоянные угрозы в ее адрес и в адрес ее семьи, вынудили Казимову покинуть Азербайджан.
В конце декабря 2014 года журналистка вместе с супругом и 5-летним сыном прибыла в Грузию, которая не смогла обеспечить безопасность азербайджанского диссидента.
Казимова и ее семья за каких-то три года по настоянию правозащитников из «Human Rights House» 11 раз меняли адрес в Тбилиси. В январе 2015 года журналистка столкнулась с уже очевидными угрозами. Тогда человек, представившийся как сотрудник службы безопасности, направил оружие на супруга Гульнур. Последний уверен, что эта была попытка провокации. Он снял происходящее на камеру своего мобильного телефона.
Спустя некоторое время за Казимовой стали следить. Сомнения в этом развеялись, когда из следящей за ней и ее семьей машины высунулся человек с фотоаппаратом и стал целенаправленно фотографировать Гульнур. Ее супруг, в свою очередь, снимал происходящее со стороны на мобильный телефон.
«Мы сфотографировали машину и номер, и обратились в полицию. Они не хотели приобщать снимки к делу. После того, как сотрудница “Human Rights House” начала возмущаться по этому поводу, они все же приобщили их. А через неделю нам сообщили, что машины с такими номерами в базе Грузии не числится. Через три месяца они закрыли дело, поскольку не смогли обнаружить данный автомобиль», – рассказывает Гульнур.
Впрочем, некоторое время спустя в полицейском участке удалось выяснить, что слежка велась грузинскими спецслужбами.
«Следователь, который вел дело, Александр Сонидзе, попросту проговорился. На наши подозрения, что это могут быть люди SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджана, имеющая дочернюю компанию в Грузии), он автоматически возразил, что этого не может быть, и что автомобиль принадлежит грузинским спецслужбам», – призналась журналистка, находясь на территории уже другой, как ей хочется верить, по-настоящему безопасной для ее семьи страны.
Азербайджанский рэпер, сотрудник запрещенного в Азербайджане интернет-телевидения «Meydan TV» Джамал Али, преследуемый на родине за нелицеприятные куплеты о семье азербайджанского президента и получивший политическое убежище в Германии, 20 апреля этого года был задержан в Тбилисском международном аэропорту и отправлен обратно в Берлин. Объяснений от пограничников Джамал Али так и не добился. Впрочем, сам Джамал уверен: грузинские власти действовали по указке Баку.
Джамал Али пал в немилость азербайджанских властей после того, как на молодежном митинге в Баку 17 марта 2012 года исполнил песню в которой критиковал руководство страны и политику правительства. Его арестовали на 10 суток. В местах заключения активиста, по его же словам, пытали.
«Через 10 дней меня отпустили и сказали, чтобы я уезжал из страны, в обратном случае проведу в тюрьме еще пять лет. Это совпало по времени с “Евровидением”, и они не хотели огласки. Они понимали, что если не отпустят меня, то об этом начнут писать СМИ и будет скандал», — вспоминает Джамал.
После освобождения рэпер бежал в Германию. Но преследованиям подверглась и семья Джамала Али, оставшаяся в Баку. Мать и родственников музыканта вызывали на допросы в полицию, где настоятельно требовали уговорить сына удалить с «Youtube» клипы, посвященные президенту Алиеву. Ради безопасности родных ему пришлось тогда уступить. Но сегодня в интернете можно вновь найти видеоролики Джамала.
Напоминается, что 26 декабря 2016 года президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал закон, запрещающий оскорблять главу государства в социальных сетях. С тех пор критика в интернете карается лишением свободы сроком до трех лет. Правда, и без этого закона критиковать лидера в Азербайджане было весьма небезопасно.
Всего за 2016 год, согласно данным министерства по делам беженцев Грузии, с просьбой о предоставлении убежища к властям страны обратились 19 граждан Азербайджана. Лишь одно ходатайство было удовлетворено, четыре не приняты к рассмотрению в связи с отсутствием надлежащих причин для соискания убежища, еще четыре отозваны самими заявителями.
«Мы больше не могли вместе собираться. Как будто мы какие-то преступники или представляем опасность», – заявила Гульнур Казимова, отвечая на вопрос о том, как изменилось положение азербайджанских диссидентов в Грузии за последнее время.
Как отмечает «Сова», другой немаловажный вопрос – почему ситуация изменилась подобным образом и почему Грузия, которая долгое время считалась азербайджанскими активистами островом безопасности и свободомыслия в регионе, оказалась неспособной обеспечить безопасность тех, кто обратился к ней за помощью?
«Власти Грузии перестали адекватно реагировать на угрозы, которые нависли не просто над отдельными диссидентами-иностранцами, но и над международной репутацией страны.
Большинство преследуемых в Азербайджане активистов считают, что власти в Баку, на фоне усиливающегося давления на СМИ и подавления свободы слова внутри страны, не смогли спокойно наблюдать за тем, как в соседнем государстве формируется оплот эмигрировавшего азербайджанского оппозиционного лагеря», – говорится в публикации.
Согласно материалу, сомнений в том, что азербайджанские власти преследуют несогласных не без помощи грузинских коллег, у диссидентов в эмиграции практически не осталось. Официальный Тбилиси судорожно пытается доказать обратное, но партнеры в Баку, судя по недавнему заявлению депутата азербайджанского парламента Эльмана Насирова, в этой компании участия принимать не собираются.
Член комитета по правам человека парламента Азербайджана от правящей партии в интервью Радио «Свобода» заявил, что переправка похищенного 29 мая в Тбилиси оппозиционного журналиста Афгана Мухтарлы в Азербайджан была успешной спецоперацией азербайджанских и грузинских спецслужб. Однако в Службе государственной безопасности Грузии эту информацию категорически отвергли.
«Я так понимаю, это заявление – форма давления на Грузию. Насиров – приближенный семьи Алиева, и он хорошо информирован. К тому же, подобные заявления никогда не делаются без ведома первых лиц», — уверен проживающий в Грузии азербайджанский политэмигрант Дашгин Агаларлы, который сейчас ищет действительно надежное политубежище.
Диссидент признается: его отношения с Грузией закончены. Такие настроения разделяют другие азербайджанские диссиденты и журналисты. Гульнур Казимова и ее семья больше не собираются возвращаться в Тбилиси. А Джамал Али ждет решения грузинского суда и разъяснений, почему ему запретили въезжать в страну. Он бы хотел иметь возможность приезжать в Тбилиси, правда, пока не уверен, что осмелится на такое в обозримом будущем.
Смежные статьи
- Эксперт: Похищение в Тбилиси и незаконная передача Баку оппозиционного журналиста А. Мухтарлы – результат давления Азербайджана
- Д.Агаларлы: Служба безопасности Госнефтекомпании Азербайджана в Грузии фактически превратилась в азербайджанскую спецслужбу
- Правозащитник: Официальный Баку оказывает давление на Тбилиси, чтобы тот помог избавиться от критиков азербайджанской власти
- Из Грузии высылают азербайджанского оппозиционера, жизни которого на родине грозит опасность
- Из-за политики властей еще двое известных журналистов покинули Азербайджан