Эдуард Лимонов: Арцах – демократическая страна сродни древнегреческим Афинам, где министров можно встретить на площади
Народ Нагорно-Карабахской Республики пережил ни больше не меньше, чем кровавую войну за независимость с тысячами жертв, потому и простота небывалая нравов. Такое всеобщее единение народа без различия возрастов и полов. Такая демократия древнего происхождения. Своими впечатления от визита в Арцах делится русский писатель, поэт, публицист, российский политический деятель Эдуард Лимонов в материале, опубликованном на сайте «Свободная Пресса».
На площади Республики публицист встретился с министром иностранных дел, который с удовольствием объяснял местные традиции.
Площадь Республики по-простому называется Площадь, и по вечерам весь город довольно чинно прогуливается по площади. «Трогательные девушки-подростки, местные Наташи Ростовы в лучших нарядах, тощие мальчики, и вот министры, и мы тоже, гости из Москвы», – описывает русский поэт.
Он заметил, что, встречая знакомых на площади, нужно ритуальное обняться, грудь к груди, и похлопать друг друга по спинам. К вечеру обычно жара успокаивается и город выходит на променад. Моря нет, потому нет набережной, но вот есть «Площадь».
«Традиционно весь город ходит туда-сюда от одних надолбов, ограничивающих въезд автомобилей на площадь, до других, ''тусуются'', что называется. В те вечера, когда мы не были заняты, мы тоже с министрами и с народом тусовались на Площади», – пишет Лимонов.
Писатель вспоминает, что, когда они собрались посетить раскопки древнего, до нашей эры города Тигранокерта, Альберт – их экскурсовод – позвонил главе комитета по туризму. Тот говорит: «Я помидоры сажаю». Однако через полчаса они подхватили его у его вполне скромного дома.
«Когда в последний день меня принял президент Республики господин Бако Саакян, то в бюро пропусков у нас и паспортов не спросили. Правда дворец президента охраняют военные, но какие-то ласковые скорее. Дворец как раз и выходит на площадь Республики, так же, как и здание Парламента», – отмечает Лимонов.
По описанию публициста, на площади среди прочих ингредиентов (а это кусты, южные деревья, цветы с знойными запахами) из красот есть и гигантские цветные панно-фотографии сразу семисот брачующихся пар. Сочетать браком сразу семьсот пар это была идея богатого армянского олигарха Левона Айрапетяна. Он тогда пообещал, первой же паре из семисот, вступивших в брак на площади Республики которая родит ребенка — квартиру, и он дал эту квартиру.
Айрапетян, помимо коллективной свадьбы, обустроил свою родную деревню Ванк, преобразив ее окрестности в такой карабахский Диснейленд. Два парусника — служащие сценическими площадками для театральных и песенных праздников. Отель, пребывание в котором, первые двое суток вы не оплачиваете. Озеро с рыбой, где вам выдают удочку и потом приготовят пойманную рыб, автомобили, чудаковато вознесенные памятниками на высоту на сваи.
Армянский бизнесмен оплатил реставрацию древнего монастыря Гандзасар, монастырь 13-го века, закончен постройкой в 1240 году. В современном здании, сопутствующем монастырю, содержится коллекция старинных армянских рукописей. Цвета там за почти тысячу лет не поблекшие нисколько. Вопиюще синий, или ярко-красный, произведенный из кошенили, бьет в глаза со страниц.
Внимательный глаз писателя замечает, что море — это единственное чего нет в Арцахе.
«Если там появится море, то туда будут толпами ездить туристы, в эту страну древней демократии, походящую на древние Афины. Где министров можно встретить на площади», – резюмирует Лимонов.