«Голос Армении»: Сдерживающий фактор
Газета «Голос Армении» в номере от 15 июня пишет: ««Серж Саргсян назначил председателем парламента себя». Так или примерно так прокомментировали назначение Ара Баблояна оппозиционные деятели и подконтрольные им издания. 70-летнего республиканца охарактеризовали как неполитическую компромиссную фигуру. Почему президент страны и лидер РПА остановил свой выбор на Баблояне, который старше своего предшественника, догадаться нетрудно: кресло спикера занял человек без экономических интересов, который не будет использовать полномочия второго лица государства для расширения сфер влияния своего клана, как это делал, например, Овик Абрамян.
Даже самык непримиримые оппоненты президента не отрицают, что, кроме РПА, в Армении нет другой политической силы, способной взять на себя ответственность за нормальное функционирование государственной машины. О том, что президент сдерживает амбиции крупных кланов в борьбе за передел сфер влияния, говорится меньше, между тем эта борьба не затухает ни на минуту. Общество помнит, как в периоды ослабления власти междоусобные разборки выливались в открытое противостояние, а газеты писали на первых полосах о бандах олигархов, о перестрелках в многолюдных районах столицы с участием их телохранителей и проч. Не стоит тешить себя иллюзией, что все это в прошлом.
Не будь сдерживающего фактора, неизвестно, во что бы вылился многолетний тлеющий конфликт между бюрократическим аппаратом и клановыми группировками, между местными феодалами и кланами, которые имеют представителей внутри влиятельных политических элит, а зачастую подменяют собой эти элиты. Где гарантия, что без сильной руки магистральная линия развития государства и прогрессивные реформы не будут принесены в жертву борьбе влиятельных группировок? Не секрет, что их лидеры множеством нитей связаны с криминалом. На этапе перехода к парламентской модели правления общество, как никогда, нуждается в надежном гаранте стабильности.
Тем, кто видит не только верхушку айсберга, перспектива возвращения армянского общества в лихие 90-е видится довольно отчетливо. В качестве иллюстрации сошлемся на самый свежий пример. Сын экс-премьера Овика Абрамяна Аргам, который прошел в парламент по списку блока "Царукян", а 16 мая подал в отставку с поста мэра Арташата, на днях заявил, что папа принял решение выставить кандидата на вакантное кресло градоначальника. Папа, напомню, покинул ряды РПА, и сегодня он только глава одного из влиятельных кланов, который испоганил (в прямом смысле слова) Араратскую долину. А какие амбиции!
О том, совпадут ли планы папы и тестя Аргама в Арташате, будем судить в ноябре. После парламентских выборов Гагик Николаевич ведет себя мирно, однако нет гарантий, что он не пойдет на обострение отношений с РПА на внеочередных выборах в Арташате. Кто может гарантировать, что Царукян уже не помышляет об абсолютной власти, ведь 2 года назад он открыто говорил о своих притязаниях?
Те, кто осуждает так называемую монополию РПА на власть, хотя при наличии правящей коалиции говорить о монополии неверно, плохо представляют себе последствия отсутствия этой "монополии". Без твердой руки Армения мгновенно окажется ареной разборок между главарями враждующих кланов. Здесь ведь не Дания и не Бельгия, здесь отсутствие сдерживающего фактора чревато возобновлением открытой войны за экономический передел. Сегодня только президент удерживает группы по интересам от откровенных притязаний на расширение сфер влияния, от разборок с кровопусканием на асфальте.
То обстоятельство, что с трибуны первого заседания нового парламента президент обратился к депутатам с программной речью, в которой были четко обозначены долгосрочные перспективы развития, говорит о том, что глава государства и лидер партии власти прекрасно осознает свою роль как гаранта внутренней стабильности и фактора сдерживания. Единственного, подчеркну, фактора сдерживания, в отсутствие которого Армения может в одночасье на радость внешним врагам превратиться в арену внутренних междоусобиц.
Те, кто любит рассуждать об изъянах криминально-олигархической системы, должны помнить, что даже самая порочная система лучше хаоса и что передел сфер влияния, как правило, не бывает мирным, а до главенства закона и становления прочной системы правосудия нашему обществу еще жить и жить.
Далеко не каждый политик способен в такой ситуации сдерживать амбиции и аппетиты кланов, прибегая к решительным мерам тогда, когда эти амбиции переходят черту государственных интересов.
В апреле 2018 г. правительство Карапетяна подаст в отставку, и если главный пост государства – пост премьер-министра не займет сильная личность и влиятельный политик, то последствия предугадать несложно. Выступит ли такой сильной личностью и влиятельным политиком вновь Карен Карапетян, покажет текущий год. А всем, кто сегодня рассуждает о том, хочет или не хочет Серж Саргсян возглавить правительство по истечении срока президентских полномочий, советуем вспомнить о таком понятии, как политическая ответственность. Слишком много развелось желающих покрасоваться у кормила власти, а фактор сдерживания личных и клановых амбиций - один.
Майское правительство
13 сентября Карен Карапетян был назначен на пост премьер-министра, 18 октября его правительство представило свою программу. 25 мая стало известно, что, за единичным исключением, правительство продолжит работу в прежнем составе.
Анализируя деятельность кабинета за истекшие 8 месяцев, эксперты отмечают, что правительство проявило решительный интерес к целому ряду застарелых проблем реальной экономики и прилагает каждодневные усилия с целью увеличить экспорт армянской продукции, привлечь инвестиции, создать новые рабочие места во всех марзах. Многие из этих задач находят решение. Но главное – взрыхлено экономическое поле, к уже закостеневшим ошибкам в подходах к недобросовестным собственникам, проблемам и провалам в законах, деятельности госструктур разных уровней находятся ключи. Конечно, это большая и кропотливая работа, и обобщать ее результаты еще рано, хотя отдельные положительные итоги уже можно констатировать. В Армении все должно полноценно работать, создавая востребованный продукт – это внятный посыл нынешнего правительства.
Правящая Республиканская партия Армении (РПА) отказывается отвечать на вопрос, продолжит ли нынешний премьер-министр Армении Карен Карапетян занимать эту должность после апреля 2018 года, когда истечет срок полномочий президента Армении Сержа Саргсяна, а правительство в соответствии с новой Конституцией уйдет в отставку. "Мы не готовы сегодня говорить о развитиях в 2018 году", - в беседе с радио "Азатутюн" заявил пресс-секретарь РПА, вице-спикер парламента Армении Эдуард Шармазанов.
"Отличие парламентской системы от полупрезидентской и президентской состоит в том, что отныне личности больше не выходят на первые места, первичными становятся партии, и независимо от того, кто будет премьер-министром в 2018 году, от этого политическая ответственность Республиканской партии Армении не уменьшится", - объяснил пресс-секретарь правящей партии.
Отвечая на вопрос радио "Азатутюн", что должен сделать Карен Карапетян, чтобы РПА позволила ему продолжить занимать пост премьера и после апреля 2018 года, и чем обусловлена неопределенность, связанная с должностью премьера после апреля 2018 года в том случае, когда лидер РПА Серж Саргсян делает прогнозы по программам на 2040-2050 годы, Эдуард Шармазанов сначала призвал искусственно не отделять первого заместителя председателя РПА Карена Карапетяна от команды РПА, а затем заявил: "Относительно 2040 года мы даем видение, ставим общенациональную цель. Главной фигурой будет Республиканская партия, отныне важны политические команды".
А за несколько дней до парламентских выборов 2 апреля этого года лидер правящей Республиканской партии сказал, что если возглавляемая им политическая сила победит на предстоящих выборах, то он в каком-либо статусе будет играть свою роль в вопросе обеспечения безопасности народа. Это – концептуальное и принципиальное заявление лидера, привыкшего нести ответственность за безопасность народа в периоды мира и войны во внешнеполитических и внутриполитических перипетиях и контекстах.
Да и где это видано, чтобы инициатор глобальной реформы управления ушел в тень на пике становления новой государственной системы? Пока есть необходимость сдерживающего фактора, Саргсян незаменим. Все прочее из серии сказок про то, как переход на парламентскую модель правления упразднит монополии; закон об уголовной ответственности за незаконное обогащение ликвидирует коррупцию, а наличие доброй воли поможет антимонопольной комиссии создать равные для всех условия экономической конкуренции. Ничего этого сразу не будет. Реформы пока только на бумаге, для воплощения их в жизнь нужно время и… сдерживающий фактор.
Сумеет ли Карен Карапетян подготовить себя и свою команду к столь ответственной и многокомпонентной деятельности? Нести функцию сдерживающего фактора Конституцией не предусмотрено. Но обеспечение созидательного будущего Армении – задача и цель на все времена, помноженные на обеспечение мира в нашем регионе».